Рейтинг наиболее перспективных для инвестиций в розничную торговлю рынков

Аналитика:

Основные выводы исследования

Страны Южной Америки остаются лидерами по привлекательности: Бразилия, Чили и Уругвай заняли первые три места в индексе, причем Бразилия занимает первое место вот уже третий год подряд.

Рынки БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) сохраняют потенциал для интенсивного роста бизнеса глобальных компаний розничной торговли, но члены этого объединения идут по разному пути. Вслед за Бразилией Россия продолжает укреплять свои позиции в рейтинге самых перспективных для инвестиций в розничную торговлю стран и в этом году занимает уже 23-е место, улучшив свои показатели на 3 пункта. В отличие от более успешных России и Бразилии, Китай и Индия в этом году теряют свои позиции. Так, Китай, занимавший в 2012 году второе место, опустился на одну ступень, уступив третье место Уругваю.  Индия, которая занимала 5-ое место в 2012 году, опустилась в рейтинге на 9 пунктов, причем спад наблюдается во всех сегментах розничной торговли. Такое резкое падение обусловлено высокими операционными расходами, трудностями в получении скидок или других привилегий при заключении сделок с поставщиками, необходимостью повышать продажи за счет скидок на товары, а также высокими ценами на недвижимость.

Россия: повсеместный рост

Согласно прогнозам, в 3 квартале 2013 года в России ожидается снижение потребительских расходов с 6,9% до 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако в настоящее время Россия переходит в ту стадию своего развития, когда население в периоды финансовой нестабильности не всегда снижает свои расходы, а начинает совершать покупки более рационально.

В последние годы наблюдался активный рост бизнеса ритейлеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Согласно результатам исследования CBRE Property Consultants за 2012 год, Москва поднялась на четвертое место с шестого по развитию розничной торговли в мире. По данным исследования “How global is the business retail?” (Richard Ellis, 2012), в Москве сосредоточено 43,2% крупнейших ритейлеров в мире.

По мере того, как «столичный» рынок постепенно насыщается, компании рассматривают новые возможности для развития своего бизнеса в регионах. На сегодняшний день в России 13 городов с населением больше 1 миллиона человек, которые имеют значительный потенциал для развития модернизированной инфраструктуры розничной торговли. Несмотря на то что в 2012 году ввод новых торговых площадей увеличился на 46%, современные торговые площади и удобная инфраструктура по-прежнему остаются в дефиците, особенно в регионах.

Что привлекает российского потребителя?

Потребительская электроника, непродовольственные товары и предметы роскоши являются одними из самых привлекательных сегментов розничной торговли как в столице, так и в крупных региональных центрах.

Всемирно известные бренды модной одежды продолжают региональную экспансию. Так, по состоянию на сентябрь 2012 года, компания Inditex расширила свою сеть до 274 магазинов по всей территории России и планирует открыть дополнительные торговые точки, в ближайшее время запланировано открытие магазина Zara во Владивостоке. Продажи бренда H&M в России в 2012 году выросли на 43%, за прошлый год в российских городах появилось 18 новых магазинов этой марки.

Согласно прогнозам, рост сектора потребительской электроники в период с 2013 по 2016 год может составить 30% и более. В перспективе к 2015 году переход на новые цифровые форматы вещания потребует от потребителей смены своих телевизионных приемников. Помимо этого, благодаря инвестициям операторов связи в технологические разработки сегмент смартфонов также продолжает расти.

За последнее время наблюдался рост количества потребителей с более искушенными вкусами, что дало стимул увеличению продаж товаров класса «люкс»: за последнее время компании Ralph Lauren, Chanel и Cartier открыли новые магазины в России.

Продовольственный сектор продолжает показывать стабильный рост. Основные продовольственные группы, в том числе X5 Retail Group и Tander, показали рекордный рост в 20-40%. Компания Auchan, которая управляет 52 торговыми точками в России, планирует утроить количество магазинов в течение пяти лет, а также открыть в 2013 году первый Auchan Drive, в котором клиенты смогут заказать продукты онлайн и забрать товар в магазине.

Центральная Азия, Восточная Европа и СНГ

Восточная Европа и Центральная Азия представляет собой весьма перспективный рынок для ритейлеров. Самыми крупными среди рынков региона по-прежнему остаются Россия и Турция, из года в год улучшающие свои позиции. Бурное развитие розничной торговли в этих странах подпитывается высоким потребительским спросом и относительно высоким уровнем дохода населения.

Рынки стран СНГ, которым, в отличие от своих западноевропейских соседей, удалось избежать стагнации, становятся все более привлекательными для крупных мировых игроков. Позитивную динамику в этом отношении показывают Армения, которая впервые вошла в индекс в 2013 году, сразу заняв 10 место, Казахстан, который поднялся в рейтинге сразу на 8 пунктов (11 место в 2013 году), и Грузия, которая хоть и уступила свое место Турции, по-прежнему остается в первой десятке.

Небольшие рынки Восточной Европы еще только осваивают современные форматы розничной торговли, поэтому для крупных международных ритейлеров открываются отличные возможности закрепиться в этом регионе. Исключение составляют только Албания и Македония, их потенциал снизился ввиду малого размера рынков и низкой покупательной способности, хотя эти рынки представляют интерес для ритейлеров из соседних стран.

Источник: ATKearney
www.grdi.atkearney.com

Читайте также