Торговая недвижимость. Итоги 2009 года

Аналитика:

Высокая конкуренция на рынке торговой недвижимости выявила ошибки в концепциях многих торговых проектов. Произошла резкая дифференциация объектов на успешные, спрос на которые сохранялся на высоком уровне в течение всего 2009 г., и менее успешные, которые без концептуальной коррекции останутся невостребованными среди арендаторов.

В сфере девелопмента назрела необходимость в обновлении базовых принципов классификации профессиональных торговых объектов. Главным позитивным событием 2009 г. является то, что подавляющее большинство ритейлеров своевременно среагировали на рыночные изменения, реструктурировали долги, приняли ряд действенных антикризисных мер.

Развитие сетевых проектов продолжается, но операторы действуют с большой долей прагматизма: приоритетными рынками остаются Москва и Санкт-Петербург, приоритетными проектами – торговые центры с отличной локацией, грамотной концепцией и адекватной арендной политикой. Необходимо отметить, что в 2009 г. список международных брендов и региональных операторов, присутствующих в торговых центрах Москвы, значительно расширился: KIKA, H&M, River Island, Ipekoyl, Bebe, Gap, Fun City, петербургская сеть баров «ХХХХ», бар «SПБ», сеть детских товаров «Здоровый малыш».

При этом активнее других вели себя ритейлеры, работающие в ценовых сегментах «средний» и «средний минус». Прогнозируется, что такая расстановка сил сохранится и в 2010 г. Безусловно, большой выбор вакантных помещений и предоставление девелоперами различных льгот упрощают развитие розничных сетей, однако проблемы арендаторов сохранились.

Среди негативных факторов операторы указывают: отсутствие оборотных средств, низкую активность инвесторов, неопределенность в девелоперской отрасли, кадровые перестановки в управляющих компаниях и частую смену владельцев торговых объектов, что существенно затрудняет общение ритейлера с арендодателем.

По итогам года можно отметить, что предпосылок к существенному росту или снижению коммерческих условий нет: активный рост сдерживается продолжающимся вводом крупных объектов, а снижению препятствует спрос со стороны развивающихся международных и федеральных сетевых операторов.

Источник: Knight Frank
www.knightfrank.ru

Читайте также