Рынок торговой недвижимости Москвы по итогам 2009 года

Аналитика:

Основные тенденции развития рынка торговой недвижимости

• Продолжающаяся стабилизация на рынке, что проявляется в прекращении падения ставок аренды на качественные торговые помещения;

• Высокая активность в сфере слияний и поглощений (перераспределение прав собственности в ритейле), консолидация отдельных сегментов;

• Рекордный объем ввода новых объектов (около 1 млн кв. м);

• Укрупнение масштабов торговой недвижимости (91% ввода торговых центров в 2009 г. обеспечен объектами площадью более 60 тыс. кв. м);

• Высокий уровень конкуренции между объектами за арендаторов, вследствие чего происходит дифференциация объектов по уровню качества, выявляются ошибки и конкурентные преимущества конкретных объектов;

• Сохранение льготных условий для арендаторов - использование системы оплаты аренды в зависимости от оборота, арендные каникулы, краткосрочные договора аренды, уменьшенный страховой депозит и др.;

• Увеличение сроков экспозиции новых объектов;

• Снижение числа заявленных проектов;

• Продолжается экспансия как иностранных ритейлеров на российский рынок, так и расширение присутствия российских операторов (увеличение числа точек, диверсификация форматов);

• Фиксируется смещение спроса на товары демократичных марок и продукцию дисконт-магазинов, создаются предпосылки для создания outlet-центров.

Прогноз

На 2010 г. запланирован выход на рынок порядка 1,3 млн кв. м торговой недвижимости. Однако реальный объем ввода, вероятно, составит около 900 тыс. кв. м торговых площадей. Крупнейшие проекты, которые должны быть введены в следующем году, это проекты, которые в настоящее время находятся на завершающей стадии реализации, - «Молл Россия» (180 000 кв. м), «Вегас» (398 000 кв. м), Гагаринский (200 000 кв. м) и др. В целом, перспективы дальнейшего развития рынка торговой недвижимости Москвы обусловлены следующими факторами:

1. После 2010 г. ввод торговых комплексов существенно сократится за счет снижения числа новых проектов и объемов текущего строительства.

2. Целый ряд компаний продолжает активную экспансию на российский рынок, что может привести к увеличению сделок на рынке слияний и поглощений. Кроме того, в ближайшее время ожидается выход на рынок таких игроков как Wal-Mart, Uniqlo и др. Массовый выход на рынок также планируют операторы в сегменте быстрого питания (Beard Papa’s, Dunkin Donats, и др.)

3. На фоне развития иностранных ритейлеров спрос со стороны российских игроков также имеет тенденцию к росту - активное расширение планируют многие продуктовые сети, в т.ч. «Зеленый Перекресток», «Оливье», «Дикси» и др.

4. Существующий уровень обеспеченности населения качественными торговыми помещениями все еще значительно ниже уровня европейских столиц.

В совокупности, данные факторы свидетельствуют о том, что Москва остается перспективным рынком для инвестиций в сектор торговой недвижимости.

Относительно динамики ставок аренды можно прогнозировать их 10-12%-ное повышение в 1-м квартале 2010 г. в результате перезаключения краткосрочных договоров, подписанных в 2008 г. В первую очередь повышение ставок коснется успешных торговых объектов и помещений с высокой проходимостью, расположенных на основных торговых коридорах.

Источник: NAI Becar
www.naibecar.ru

Читайте также