Обзор рынка коммерческой недвижимости за 2009 год

Аналитика:

В 2009 г. рынок качественной торговой недвижимости Москвы пополнился несколькими крупными торговыми объектами, строительство которых началось еще в докризисный период: ТРЦ «Золотой Вавилон – Ростокино», ТРЦ «Город», ТРЦ «Филион», ТРЦ «Метрополис». Суммарный ввод торговых площадей в 2009 г. составил 1,019 млн м2, что является рекордным показателем для московского рынка. Большинство торговых объектов, вышедших в 2009 г., классифицируются как моллы суперрегионального формата.

Интенсивный прирост предложения на 15,5% увеличил обеспеченность жителей Москвы качественными торговыми площадями – по итогам 2009 г. на 1000 жителей Москвы приходится 345,4 м2 торговых площадей. В начале 2009 г. прогнозировался выход 1,3 млн м2. Некоторым девелоперам пришлось пересмотреть сроки ввода объектов в эксплуатацию: на 2010 г. перенесено открытие ТРЦ Mall of Russia, ТЦ «Вива», ТЦ «Парус».

В первой половине 2009 г. ритейлеры вынуждено приостановили развитие. Влияние экономического спада на развитие торгового сектора подтверждалось не только фактами продолжающихся банкротств, но и ростом доли вакантных помещений. В сентябре уровень вакантных помещений достиг в торговых центрах 8,7%, а на основных торговых коридорах – 10% (в середине 2008 г. эти показатели не превышали 1,8% и 2% соответственно).

Ситуация переломилась в сентябре, когда впервые с момента развития кризисной ситуации в Москве было зафиксировано снижение доли вакантных помещений. Во втором полугодии 2009 г. возобновилось развитие сетевых проектов: ритейлеры активно рассматривали предложения девелоперов и охотно вели переговоры.

Очевидно, что приоритетными рынками для большинства федеральных игроков остаются Москва и Санкт–Петербург, а приоритетными проектами – торговые центры с отличной локацией, грамотной концепцией и адекватной арендной политикой. Международные операторы также анонсируют готовность к сотрудничеству в рамках успешных торговых проектов и даже готовы выходить на рынок Москвы, не прибегая к системе франчайзинга.

Источник: Knight Frank
www.knightfrank.ru

Читайте также