Рынок торговой недвижимости Москвы. I квартал 2010 года

Аналитика:
Предложение

В первом квартале 2010 г. основные показатели рынка изменились незначительно: было открыто два профессиональных торговых объекта – ТЦ «Речной» (27 марта 2010 г.) и ТРЦ «Азовский» (31 марта 2010 г.).

Как отмечалось специалистами Knight Frank, особенностью ввода в эксплуатацию торговых центров в кризисный период является разбиение строительства на фазы, поэтажное открытие торговых объектов и заполнение вакантных площадей уже после фактического открытия центров. В соответствии с данной тенденцией, в I квартале введена только первая фаза проекта ТЦ «Речной» общей площадью 30 тыс. м² (арендопригодная – 18,1 тыс. м²). После завершения строительства и ввода в эксплуатацию второй фазы общая площадь проекта составит 117 тыс. м², торговая площадь – 60 тыс. м².

Среди других крупных торговых объектов, открывшихся в Московском регионе, – центр оптовой торговли Selgros Cash & Carry (9-й километр Боровского ш., дер. Рассказовка, д. 200), который является третьим реализованным проектом сети и вторая фаза специализированного ТЦ «Твой Дом» общей площадью 57 тыс. м² (66 км МКАД).

Можно отметить, что фактически объемы ввода торговых площадей в I квартале не оказывают значительного влияния на годовой прирост. Сценарий темпов ввода торговых площадей в 2010 г., скорее всего, будет аналогичен 2006 году, когда в первом квартале было введено всего 25 тыс. м², а итоговая цифра прироста торговых площадей почти достигла 1 млн м².

Спрос

В 2010 г. на заполняемость торговых центров будут влиять не столько кризисные факторы, сколько фундаментальные особенности проектов, их качественные характеристики. Некоторые торговые объекты без концептуальной коррекции останутся невостребованными среди арендаторов. По итогам I квартала можно отметить, что доля вакантных площадей в торговых центрах пока остается на уровне 9,1%, однако прогнозируется, что большой объем введенных торговых площадей в 2010 г. увеличит долю вакантных помещений на 1,5-2 процентных пункта.

Приоритетными городами развития для операторов являются Москва и Санкт-Петербург. Также в качестве одного из самых перспективных рынков, ритейлеры указывают рынок Московской области. Спрос со стороны ритейлеров на аренду помещений в других городах России все еще остается низким.

В текущий период ритейлеры адекватно оценивают свои возможности и продолжают коррекцию развития, ориентируясь на потребности конечных покупателей. В основном спрос на помещения формируется за счет «ценоориентированных» форматов розничной торговли – «жестких» и «мягких» дискаунтеров, гипермаркетов, центров мелкооптовой торговли (Cash & Carry), рыночных концепций в составе ТРЦ, комиссионных магазинов, объектов шаговой доступности, магазинов «экспресс-обслуживания». Анализ показателей позволяет сделать вывод об изменении структуры спроса и о сокращении формата арендуемых помещений: спрос на небольшие помещения от 1 до 30 м² вырос на 18% по сравнению с показателями III квартала 2008 г., в то время как спрос на аренду помещений более 1000 м² снизился на 4%.

Источник: www.knightfrank.ru
www.knightfrank.ru

Читайте также