Торговая недвижимость Москвы. 1 квартал 2010 года

Аналитика:

Несмотря на ожидания девелоперов, динамика ввода торговых площадей в Q1 2010 года уступила показателям предыдущих лет. Тем не менее, к вводу до конца текущего года ожидается порядка 550 тыс.кв.м торговых площадей. При этом, планируемые к вводу в 2010 году объекты – проекты, первоначальными сроками сдачи которых значились 2008 и начало 2009 года. Таким образом, в течение последующих лет ожидается снижение объемов ввода новых объектов.

СПРОС

По данным Министерства промышленности и торговли РФ в первом квартале 2010 г. оборот розничной торговли превысил соответствующий период 2009 г. Также как и уровень доходов населения, растущий Индекс Потребительской Уверенности Росстата находит свое отражение в увеличении посещаемости торговых центров. В ответ на рост покупательской активности арендаторы в своих планах развития на текущий год планируют расширение, открытие новых магазинов (от 4-5 новых магазинов Cash & Carry, как у Metro, до 50 новых, как у Эльдорадо).

Таким образом, в I квартале 2010 года, продолжая тенденцию конца 2009 года, ритейлеры продолжили свое развитие. При том, что российский рынок по- прежнему остается важным направлением развития мировых ритейлеров, сложившиеся условия позволяют выйти на рынок при минимальных затратах на открытие торговой точки. Ряд крупных международных ритейлеров в 2010 году уже анонсировал свои планы по возвращению на столичный рынок. Наиболее активны на рынке операторы одежды и косметики. Также высок спрос со стороны продуктовых операторов, работающих в формате дискаунтеров. 

В первом квартале текущего года средний уровень вакантных площадей в торговых центрах Москвы по сравнению со значениями конца 2009 года значительно не изменился и остается на уровне 8-10%. Однако, стоит отметить, что в успешных, качественных торговых центрах доля вакантных площадей может не превышать 2-3%. В объектах, вышедших на рынок в кризисный период или имеющих непродуманную концепцию и местоположение, уровень вакантных площадей может достигать 25-30%. В 2009 году торговые объекты, вводимые в Москве, в среднем были заполнены на 40-60%. В 2010 данная тенденция продолжается, что вынуждает новые объекты открываться пофазно.

СОХРАНИВШИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ

Качественные торговые центры, с грамотно продуманной концепцией и удачным местоположением, заполнены практически на 100% и не испытывают проблем с поиском арендаторов. Москва по-прежнему занимает скромное (по оценкам различным специалистов 8-10) место среди Европейских городов по общему объему качественных торговых площадей на 1тысячу жителей. Начиная с сентября 2009 года, направление стрит ритейла торгового сегмента коммерческой недвижимости демонстрировало наиболее активное развитие. Рост ставок по ряду объектов составил 40-60%.

Что касается торговых центров, средняя доля вакантных площадей в ТЦ остается по-прежнему достаточно высокой и ее рост продолжится. Это связанно с введением крупномасштабных торговых и торгово-развлекательных центров, строительство которых было начато еще до или во время кризиса. Однако в целом можно отметить положительную динамику рынка не только Москвы, но и регионов России.

Строительство торговых объектов возобновляется, ставки аренды, пусть незначительно, но растут, ритейлеры активно рассматривают новые помещения и открывают новые магазины. Качественные торговые центры, с грамотно разработанной концепцией, вышедшие на рынок в докризисный период, не испытывают проблем с поиском арендаторов, доля вакантных площадей в таких ТЦ не превышает 3%.

Источник: Core Group
www.coregrp.ru

Читайте также