Торговая недвижимость Москвы: итоги 2010 года

Аналитика:

Если в 2009 г. нововведенные объекты открывались заполненными на 60-70%, в 2010 г. к дате открытия сданы практически все помещения. Увеличение спроса позволило собственникам увеличить ставки аренды на 7-10% в зависимости от объекта.

На фоне роста спроса происходит снижение нового предложения - объем ввода новых площадей составил 81,5% от уровня 2009 г., а значит, в ближайшее время рынок снова столкнется с дефицитом качественных торговых площадей.

По итогам 2010 года общая площадь введенных торговых центров составила более 800 тыс. кв. м. Обеспеченность  жителей Москвы площадями качественных торговых центров (GLA) составила более 270 кв. м на тысячу жителей. Крупнейшими среди введенных проектов стали ТРЦ «Вегас» и «Гагаринский».

Таким образом, по итогам 2010 года, общая площадь концептуальных торговых объектов Москвы составит около 6,4  млн кв. м, доля нового ввода за год  оценивается на уровне 10% от совокупного объема предложения на рынке.

На сегодняшний день соотношение торговых площадей по типу торговых центров сохранилось на прежнем уровне. Структура предложения имеет тенденцию в сторону увеличения доли объектов окружного и суперрегионального масштабов.

Структура предложения площадей в торговых центрах

Источник: NAI Becar

Спрос

Рост оборота розничной торговли в России в январе – октябре 2010 г. составил 4,4 %  по отношению к соответствующему периоду 2009 г. Учитывая, что на долю крупнейших сетей России приходится не более 20% рынка, потенциал развития цивилизованной розничной торговли будет влиять на спрос на качественные торговые помещения.

Экспансия брендов

Спрос на торговые помещения в Москве в течение года имел тенденцию к стабильному росту: на рынок вышли новые бренды, о планах по развитию в России заявили несколько крупных компаний. Многие крупные сети возобновили программы развития в регионах.

Уровень вакантных помещений

В течение года средний уровень вакантных помещений в ТЦ Москвы снизился с 9% до 5%, в среднем, уровень вакантных помещений в ТЦ составляет порядка 5%.

На основных торговых коридорах уровень вакантных помещений по-прежнему варьируется в пределах от 7 до 10%. Несмотря на сохраняющуюся популярность street-retail, предпочтение арендаторов снова отдается  торговым центрам. 

Динамика ставок аренды и уровня вакантных помещений в ТЦ*

Источник: NAI Becar
www.naibecar.ru

Читайте также