Рынок торговой недвижимости Москвы. Итоги 2010 года

Аналитика:

Предложение

Крупнейшие введенные объекты – ТРЦ «Вегас», открывшийся на пересечении Каширского шоссе и МКАД, «Рио» в г. Реутов и «Гагаринский» на ул. Вавилова, 3. Перечисленные торгово- развлекательные центры обеспечили более 70% прироста арендуемых торговых площадей, на остальные 7 объектов пришлось менее 30%.

Общая площадь современных торговых центров в Москве на конец 2011 г. достигла 7,51 млн м2, арендопригодная площадь – 4,04 м2. Обеспеченность жителей столицы торговыми площадями составляет 383 м2/на тыс. жителей.

Самым насыщенным торговыми площадями округом является Центральный административный округ – здесь на тысячу жителей приходится более 580 тыс. м2. Впрочем, данный округ является самым малонаселенным из всех округов Москвы, при этом маятниковая так что в действительности покупателей здесь гораздо больше, чем фактически проживающих москвичей, и о перенасыщении округа торговыми площадями речи не идет – скорее, наблюдается их нехватка.

Напротив, наименее обеспеченной торговыми площадями частью столицы является самый большой по площади и один из самых населенных округов – Восточный АО: здесь на тысячу жителей приходится чуть больше 150 тыс. м2 современных торговых площадей.

Последние 5 лет наиболее активное строительство торговых центров велось в Южном и Юго-Восточном административных округах Москвы – объем предложения торговой недвижимости в них увеличился почти в 3 раза, на них пришлось 21% и 19% от всего объема торговых площадей, введенных в 2006-2010 гг. Рост предложения в Восточном административном округе превысил 300% по сравнению с уровнем 2005 г., однако в абсолютных величинах прирост предложения в этом округе за пять лет составил около 160 тыс. м2 – всего 8% от всего объема торговых площадей, введенных в 2006-2010 гг.

Спрос

Рост реальных располагаемых доходов населения в 2010 г. по отношению к уровню предыдущего года оказался несколько выше аналогичного показателя 2009 г. (4,3% и 2,1% соответственно). До 2008 г. реальные доходы россиян (скорректированные с учетом роста потребительских цен) росли в среднем на 8-9% в год, так что наблюдаемый с начала кризиса рост доходов является весьма умеренным. Это выражается в том, что потребители по-прежнему довольно сдержанны в тратах, ориентируясь на цену товара, и не склонны значительно переплачивать за бренд.

Тем не менее, потребительская активность в 2010 г. демонстрирует рост. Оборот розничной торговли в России в 2010 г. вырос впервые с начала кризиса: по итогам года он составил 16435,8 млрд руб. – на 4,4% больше, чем в 2009 г. Для сравнения, в 2009 г. этот показатель оказался на 4,9% ниже, чем в 2008 г. (Росстат). Начавшийся рост товарооборота говорит о позитивных изменениях в потребительском поведении.

Восстановление уверенности торговых операторов становится более выраженным: опасаясь упустить возможности начавшего расти рынка, российские и международные ритейлеры заявляют о планах открытия новых магазинов в Москве и региональных городах, среди примеров – X5 Retail Group, «Магнит», «О’Кей», «Дикси», «Лента», «М.Видео», Metro Group, Auchan и др.

Также 2010 г. стал годом выхода в Россию большого количества новых для нашей страны ритейлеров. На российский рынок пришли такие зарубежные сети общепита как американские Burger King, Dunkin' Donuts, Wendy's и Arby's, немецкая Nordsee, израильская Red Espresso Bar и др. Ряд зарубежных одежных и обувных марок пополнился Converse от Maratex и обувным ритейлером Camper (Испания), японской Uniqlo, французской Kiabi, британскими брендами Kurt Geiger (обувь), Quiz, All Saints Spitalfields, датской маркой Junk Deluxe и др.

О развитии в Москве сети магазинов DIY под брендом K-Rauta заявил финский ритейлер Kesko (ранее в России ритейлер развивал магазины только в Санкт-Петербурге и регионах). Немецкая Metro Group привела в Россию свою сеть бытовой техники и электроники Saturn, а также начала развивать новые форматы продуктовой розницы – гипермаркеты Eco и магазины «Метро».

Источник: Knight Frank
www.knightfrank.ru

Читайте также