Торговая недвижимость Москвы. I квартал 2011 года

Аналитика:

Предложение:

В конце первого квартала 2011 года, общий объѐм качественных торговых помещений в Москве составил около 5,7 млн. кв. м (GBA) и достиг 3 млн. кв. м арендуемой площади (GLA), увеличившись на 100 000 кв. м арендуемой площади в течение первого квартала. Ожидается, что общая площадь качественных торговых помещений в Москве достигнет 6 млн. кв. м к концу 2011 года, а арендуемая превысит 3,5 млн. кв. м. В 2010 году было анонсировано несколько торговых проектов, среди которых новые для российского рынка аутлет центры, планируемые к открытию в этом году. Однако уже очевидно, что в следующие два года на рынок будет выходить значительно меньше торговых центров, что приведѐт к недостатку качественных площадей. Некоторые ритейлеры уже заметили эту нехватку и были вынуждены скорректировать свои планы развития. С начала прошлого года на рынке торговой недвижимости появились признаки стабилизации. Уровень заполняемости качественных торговых центров при открытии значительно вырос, на рынок возвращается практика заключения договоров аренды торговых площадей на стадии строительства. В первом квартале 2011, средний уровень свободных площадей в качественных торговых центрах составил приблизительно 3-5% и достигал 25% в менее качественных объектах, что подчѐркивает существующие различия в зависимости от качества проекта.

Спрос:

По данным Росстата, в первом квартале 2011 года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, тогда как в первом квартале 2010 года этот показатель увеличился на 12,5% г-к-г. Инфляция продолжила расти, достигнув с начала 2011 года 3,8%, ИПЦ поднялся до 103,8% на фоне резкого роста цен на продовольственные товары (4,8%) и услуги (5,2%). В первом квартале 2011 года стоимость минимальной продовольственной корзины в среднем по России составила 2 845.5 рублей, уже с начала года увеличившись на 8,4%. Соответственно, уровень потребительской уверенности снизился на 3%, достигнув -13%, что на 3% ниже показателя первого квартала прошлого года. Несмотря на это, спрос со стороны покупателей оставался стабильным. Появились признаки роста потребительского и корпоративного кредитования, что в свою очередь может повысить уровень потребительской уверенности и расходы. Однако покупатели стали избирательны и продолжают экономить на товарах, не относящихся к категории товаров первой необходимости. Они также обращают внимание на преимущества от покупки какого-либо товара, ориентируясь на соотношение цена-качество. Тем не менее, растущая инфляция может повлиять на общую активность потребителей в 2011 году.

Ставки аренды:

Несмотря на новые торговые площади, введенные в эксплуатацию, уровень вакантных площадей уменьшается и на рынок возвращается практика заключения договоров аренды торговых площадей на стадии строительства. Ставки аренды на качественные торговые помещения с хорошим местоположением выросли.В первом квартале 2011 года средняя арендная ставка в Москве оставалась на уровне около $1 100 за кв. м в год (не включая операционные расходы и НДС). Ставки на лучшие помещения в профессиональных качественных торговых центрах составили около $5 000 за кв. м в год (не включая операционные расходы и НДС).Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке с момента начала кризиса и ограниченный доступ к заѐмным средствам, в 2012-2013 гг. на рынок будет выходить значительно меньше торговых центров, что может привести к недостатку качественных площадей и дальнейшему росту ставок аренды в 2011 году.

Источник: DTZ
dtz.com

Читайте также