Офисный рынок Москвы. Итоги 2011 года

Аналитика:

Общий совокупный объем сделок, заключенных на офисном рынке Москвы в 2011 году, составил 1,18 млн. кв. м (включая новые договоры аренды и покупку помещений для собственных нужд, но исключая продление существующих договоров аренды и инвестиционные покупки). Из этого объема 1 млн. кв.м пришелся на помещения класса А и В+. В отличие от 2010 года на офисы в Центральном Деловом Районе пришлась гораздо меньшая доля сделок - 23%. В 2010 году этот показатель составил 33%. Многие арендаторы, ранее занимавшие помещения класса С, заключили договоры аренды на качественные офисные площади.

По данным отчета CBRE общий объем введенных площадей был на достаточно низком уровне и составил 603 800 кв. м, что на 30% меньше, чем в 2010 году.

В 2011 году основной объем офисных площадей (65%) был поглощен российскими компаниями. В течение всего 2011 года доля свободных площадей уменьшалась, с 20% по итогам 2010 года до 13% по итогам 2011 года. В течение года объем вакантных площадей в классе А находился на уровне 16%-17%, в 2010 году данный показатель составлял 21%. Доля свободных площадей в классе В находилась на уровне 13%-14%, в 2010 году – 16%.

В течение 2011 года активно повышались ставки аренды на офисные помещения в сегменте класса А Прайм. К концу года средняя ставка достигла $1200, что на 30% превышает аналогичный показатель за 2010 год. Рост ставок аренды наблюдался и на помещения класса А, с $600 в начале 2011 года до $800 по итогам года.

В связи с более низкими объемами выхода новых офисных проектов на рынок в 2012 году доля свободных площадей будет уменьшаться, тенденция к децентрализации продолжится. Таким образом, общая доля свободных площадей к концу 2012 года будет находится на уровне 7%, что приведет к дальнейшему росту ставок на качественные помещения. Также эти факторы будут способствовать увеличению дефицита офисных площадей и в 2013-2014 годах. Аналитики CBRE ожидают в 2012 году стабильный спрос на офисные помещения, который будет находиться на уровне 2010-2011 годов, 1,4 и 1,2 млн. кв. м соответственно. Безусловно, необходимо сделать скидку на волатильность европейских рынков и предстоящих выборов Президента РФ: эти факторы могут существенно повлиять на уровень спроса. Как отмечается в отчете, сейчас многие компании с осторожностью планируют стратегию своего развития. 

Источник: CBRE
www.cbre.ru

Читайте также