Рынок аптеченого ритейла. Итоги 2011 года.

Аналитика:

На фармацевтическом рынке периодически появляется информация о возможном акционировании или приватизации той или иной аптечной сети. О намерении реализовать аптечную сеть «Доктор Столетов», объединяющую более 400 точек в 11 регионах страны, было заявлено в октябре прошлого года.

Самыми серьезными претендентами на покупку называли петербургский фармдистрибьютор «Империя-Фарма» и частного инвестиционного фонда Hybrid Investments Capital Corporation (Hi Capital), владеющий 22,6% акций ОАО «Аптечная сеть 36,6». Ввиду высокой социальной нагрузки, а также не всегда эффективного управления, многие государственные аптечные сети оказались убыточными и обременительными для муниципальных бюджетов. Эксперты полагают, что это стало своеобразным дополнительным стимулом для процесса акционирования государственных аптек.

Одной из самых громких сделок за прошедший год стала продажа фондом ООО «Инвест Маркет» при содействии Hi Capital муниципальной сети «Мособлфармация», которая вошла в состав А5 Group. В московском регионе заявлено о возможной передаче в частные руки «коммерческих видов деятельности» ГУП «Столичные аптеки» и преобразовании 76 аптек этой  государственной сети в бюджетные учреждения. Эксперты полагают, что это своеобразная предпродажная подготовка сети, что, несомненно, ведет к повышению коммерческой стоимости продаваемых активов.

Если аптечному предприятию можно дать совершенно четкое определение - оно представляет собой агломерат различных видов торговых точек, однозначно объединенных юридически, работающих по одной лицензии, то понятие аптечной сети более широкое. На российском рынке аптечные сети представлены как отдельными аптечными предприятиями (сети централизованного типа), так и их совокупность (сети холдингового типа), объединенная общим собственником или по ряду договорных параметров (цели, средства, брэнд и т.д.). Холдинговые аптечные сети могут состоять из нескольких десятков лицензиатов.

По данным MAGAZAN.ru, на российском рынке аптек представлено более 40 сетевых игроков. Их разделяют по сфере влияния и географического охвата на национальные (все регионы и не менее 15 областей), межрегиональные (не менее 5 областей в не менее чем двух регионах), региональные (один регион). Представлены на рынке также локальные аптечные сети (одна область) и одиночные аптеки.

Если рассматривать структуру аптечных предприятий в целом по стране, то 79,6% всех розничных торговых точек сосредоточены в руках некрупных аптечных организаций, имеющих в своем составе до 10 торговых точек, и одиночным аптекам. Мегакластеру принадлежит 21,4% рынка. На российском рынке присутствуют крупные игроки: А5 Group, «Аптечная сеть «36,6», «Имплозия», «Ригла», «Радуга», «Доктор Столетов»  и другие. По итогам 2011 года аптечная сеть «Имплозия» была лидером среди межрегиональных аптек по количеству торговых точек. Безусловный лидер среди региональных сетей - А5 Group.

В Москве насчитывается около 20 сетевых аптечных структур с количеством от 10 аптек. Их доля на рынке аптечного ритейла столицы составляет почти треть всей фармацевтической розницы (28,2% аптек).

А5 Group принадлежит 306 столичных точек, компании «Ригла» - 160, «36,6» - 122 аптеки в Москве. В Ассоциацию независимых аптек входит 148 столичных аптек, 137 аптек объединяет United Marketing Group, 115 аптек принадлежит «Старому лекарю», 52 - «Доктору Столетову». Присутствуют на московском рынке и небольшие сетевые фармритейлеры - «Нео-Фарм» (36), «Первая помощь» (28), Аптека ИФК (26), «Самсон-Фарма» (23), Hexal (22), «Аптеки Лекрус» (21), «Знахарь» имеет 19 аптек в столице.

Источник: Magazan.ru
www.magazan.ru

Читайте также