Рынок коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга: итоги 2016 года

Аналитика:
Ключевыми тенденциями рынка торговой недвижимости в 2016 году стали возобновление активного развития fashion-ритейлеров, прекращение падения операционных показателей большинства торговых центров, а также продолжение оптимизации бизнес-процессов собственниками существующих объектов.

2016 год ознаменовался сокращением числа операторов, заявивших об уходе с российского рынка, по сравнению с двумя предыдущими годами, в то время как новые игроки продолжали выходить в Петербург. Стимулирование покупательского спроса ритейлерами и адаптация потребителя к изменившимся ценовым реалиям способствовали развитию fashion-операторов, несмотря на прошлогодние пессимистичные прогнозы. На рынок вышли SWANK, ERES, Jil Sander Navy, Veta, Elis, O bag, Fashion House, Longines, Valentino, Brusnika. В Петербург вернулись сети Terranova и KIABI, расширялись Incity, Gloria Jeans, Befree, Familia, Baon, Elis, «Снежная Королева», 1001 Dress, KARI, Ralf Ringer и др. Из общего числа новых открытий и расширений присутствия в fashion-сегменте более 60% пришлось на российские бренды. Международные бренды тоже продолжили развитие. Открылись новые магазины европейских брендов Tom Tailor, Mango, Weekend Max Mara и др. Свое присутствие в городе закрепили японский бренд UNIQLO, австралийский Quiksilver и турецкий Koton.

«Несмотря на то, что 2016 год оказался для рынка ритейла гораздо позитивнее, чем предыдущие два года, девелоперская активность на сегодняшний день сконцентрирована преимущественно в области перепрофилирования действующих торговых центров с целью привлечения новой целевой аудитории. Реконцепция и реновация ТЦ, зачастую без закрытия объектов на период проведения работ, становится тем «окном возможностей», которое девелоперы открывают для себя в попытке улучшить экономику проектов. Мы ожидаем, что одним из главных локомотивов этого сегмента в течение следующих двух лет станет обновление торговых центров, которые утратили свою актуальность или расположены в локациях, транспортная доступность которых стремительно меняется по мере реализации крупных инфраструктурных проектов», – говорит Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International Россия.

Примеров на рынке уже не мало: продолжается переформатирование ТЦ «Капитолий» у ст. м. «Пионерская» в дисконт-центр, FORTGROUP перезапустила ТРК «Южный Полюс», частично реновировав объект; произошла реконцепция торгового центра Prisma на Выборгском шоссе в ТЦ «Китай город» (часть объекта представляет собой ярмарку китайских товаров); компания «Адамант» реконструировала входные группы ТЦ «Невский» (1- я очередь) и ТРК «Балканский». Из анонсированных реконцепций – «Кировский универмаг» («Адмант»). В торговом сегменте также стоит отметить повышение интереса собственников к передаче объектов внешним профессионалам на фоне драматичного снижения доходных показателей многих ТЦ. Еще два-три года назад подобный интерес был существенно ниже, особенно со стороны компаний, владеющих несколькими торговыми центрами.

Общее предложение классических торговых центров по итогам 2016 г. составило 2,76 млн кв. м. В третьем квартале состоялись все запланированные открытия за весь год: суперрегиональный ТРЦ «Охта Молл» (GLA 78 тыс. кв. м) компании SRV и вторая очередь ТРК «Порт Находка» (GLA 10,9 тыс. кв. м) компании FORTGROUP. Таким образом, обеспеченность торговыми площадями в Санкт-Петербурге достигла 527 кв. м на 1 000 жителей.

По итогам 2016 года доля вакантных площадей остается на уровне, сопоставимым с прошлым годом. Примечательно, что уровень вакансии в наиболее качественных торговых центрах остается низким, не превышая 2%. Затишье следующего года с точки зрения открытия новых торгово-развлекательных центров приведет к стабилизации рынка, снижению объема свободных площадей и возобновлению роста ставок аренды.

Строительство крупных торговых центров в текущих экономических реалиях по-прежнему остается ограниченным – на 2017 год не заявлено к вводу ни одного объекта. На начальном этапе строительства находится 4-я очередь ТРК «Заневский Каскад» компании «Адамант». В 2017 году в Приморском районе начнется строительство регионального торгового центра «Голливуд» (ввод в эксплуатацию планируется на 2019 год), а компания IKEA приступит к реализации своего третьего торгового комплекса «МЕГА-IKEA» на юге города.

Источник: Colliers
www.colliers.com

Читайте также