Торговая недвижимость Тамбова. 2016 год

Аналитика:
Обеспеченность качественными торговыми площадями в городе не высокая (многие города миллионники преодолели отметку 500 кв. м на 1000 человек), при этом уровень вакансии (не занятых площадей в торговых центрах) консультанты компании IDEM оценивают на уровне порядка 20%. Уровень вакансии сейчас выше во всех городах РФ. Однако в качественных ТЦ вакантны площади либо в новых, открывшихся в течение года ТЦ, где идет естественный процесс поглощения и тормозится он за счет слабого развития ритейлеров, либо в ТЦ, где в управлении, маркетинге или изначальной концепции допущены серьезные ошибки (обычно это центры старше 7 лет). В Тамбове несколько качественных ТЦ испытывают трудности с привлечением арендаторов, и кроме указанных выше причин, консультанты также видят следующие: одновременный выход на рынок нескольких объектов, низкое качество концепций, отсутствие УТП и низкая маркетинговая активность.

Есть и еще одна интересная особенность, присущая малым городам – определенная инертность аудитории, сохранение лояльности к «рыночным» форматам торговли, высокая чувствительность к цене на товары.

Консультанты компании IDEM отмечают интересную особенность рынка в г. Тамбов – в 2016 году были закрыты магазины «О’кей» (ТРЦ «Акварель») и «Перекресток» (ТРЦ «РИО»), даже на кризисном рынке редко происходят закрытия продовольственных операторов, можно предположить, что в силу низких доходов население ориентировано на дисконт форматы. Также консультанты отмечают неудачное расположение указанных супермаркетов в ТРЦ, что в совокупности, возможно, и стало причиной их закрытия.

В настоящее время в г. Тамбове функционирует порядка 50 объектов, именующих себя торговыми центрами. В их числе ТЦ «ATRIUM», МФЦ «Галерея», ТД «Дом купца Аносова», ТЦ «Улей». В городе присутствуют и специализированные торговые центры, такие как ТЦ «Олимп» (товары для спорта и туризма) и ТЦ «Мебельный континент» (мебель).

В городе функционирует популярный среди населения «Тамбовский городской рынок», претерпевший реконструкцию, и ряд районных рынков, которые в последнее время вытесняются торговыми центрами. Относительно географического распределения наибольшая концентрация качественной торговой недвижимости наблюдается в Октябрьском округе г. Тамбов, при этом в Советском округе не представлено ни одного качественного торгового центра. Большинство торговых центров («РИО», «АШАН», «Фестиваль парк») располагаются на главных улицах города – на улице Советская и на пересекающем ее бульваре Энтузиастов, которые находятся в Октябрьском районе.

Торговая недвижимость г. Тамбова находится в стадии развития. Существенную долю составляет street-ритейл, но значимость торговых центров постепенно увеличивается.

Рынок торговых центров г. Тамбов уже достаточно конкурентен, но на сегодняшний день многие торговые центры города морально и физически устарели и нуждаются в реконцепции.

В конкурентной борьбе выигрывают новые, современные, качественные ТЦ с хорошим местоположением, где ведется активная маркетинговая политика, демонстрируется лояльность к арендаторам. Большое значение также имеет наличие комфортной парковки.

На рынке торговой недвижимости города г. Тамбов присутствует дефицит уникальных концепций торговых центров. И, хотя, в последнее время девелоперы стремятся инвестировать в концептуальные проекты современного формата, их количество недостаточно. Фактически, обеспеченность города качественными торговыми центрами не велика.

Перспективы для девелопмета торговой недвижимости присутствуют, но развитие в этой области осложняется состоянием общей экономической ситуации в стране и в городе.

К особенностям рынка торговой недвижимости г. Тамбов можно отнести недостаток в пуле арендаторов фитнес центров и составляющей entertainment. Из шести отмеченных консультантами качественных ТЦ только четыре имеют в своем составе детские/семейные развлекательные центры и кинотеатры. Перспективными направлениями являются концепции, включающие в себя развитие развлекательной составляющей, расширение разнообразной зоны общественного питания, а также качественная синергия торговых площадок и фитнес индустрии.

Относительно медленные темпы развития в г. Тамбов федеральных и иностранных ритейлеров связаны с размерами города (до 300 тыс. чел.) и платежеспособным спросом – в первую очередь ритейлеры начинают освоение региона с крупных городов, в которых наибольшие доходы на душу населения (приоритетны города Москва, МО и СПБ, малые города рассматривают в последнюю очередь). В сложившихся условиях местные ритейлеры входят в проекты на привлекательных для них условиях. Однако, не смотря на ограничение интереса крупных федеральных сетевых торговых операторов к городу, крупные российские сети все же постепенно заходят на рынок г. Тамбов - преимущественно в таких направлениях, как торговля продуктами питания, электроникой и обувью.

В городе представлены и развиваются региональные сети из Тамбова, Курска, Липецка, Воронежа такие как «Тамбовчанка», «Европа», «Усадьба», «Порядок».

В современных экономических условиях спрос смещается в сторону более дешевых сегментов. Хорошие перспективы есть у сетей в сегменте «дисконт» - торговых операторов, представляющих ассортимент недорогих товаров.

Выгодное логистическое расположения города благоприятствует развитию федерального ритейла. Однако сложная и нестабильная социально-экономическая ситуация в городе, низкая платежеспособность большей части населения, невысокая его численность в целом негативно сказываются на развитии рынка торговой недвижимости города.

Источник: IDEM
www.idem-nn.ru

Читайте также