Торговая недвижимости Москвы. Итоги 2014 года

Аналитика:
Предложение

 Общее предложение торговых арендопригодных (GLA) площадей в качественных ТЦ столицы по итогу 2014 г. составило 4 646 тыс. кв. м. Обеспеченность качественными торговыми площадями составляет около 380 кв. м GLA на 1 000 жителей. По итогам 2014 года в Москве введено 15 торговых центров, с общей арендопригодной площадью в 732,1 тыс. кв.м., что является наибольшим показателем за всю историю столицы. Рост ввода по сравнению с 2013 годом составил 257%.

Старт целого ряда крупнейших проектов, включая “Вегас Крокус Сити”, “Авиапарк”, “Мозаика”, GoodZone, “Ханой-Москва” и “Москворечье’ относится еще к периоду до кризиса 2008 года. Часть проектов, анонсировавших ввод в 2014 году перенесло открытие на 2015 год, в том числе такие крупные проекты как, “Колумбус” (135 тыс. кв. м GLA), “Кунцево Плаза” (68 тыс. кв. м GLA) и ТЦ Mari (70 тыс. кв. м GLA).

Untitled-20.jpg

Средняя заполняемость открывшихся торговых центров находится на уровне 70%. Часть проектов, таких как “Мозаика”, “Ханой-Москва” и “Алфавит”, открылось только с якорными арендаторами. В сумме с негативными тенденциями со стороны спроса, это привело к росту уровня вакантных площадей до 6% по итогам 2014 года, что является самым высоким показателем за последние годы. В связи с падением покупательской способности населения в 2015 году прогнозируется дальнейшее нарастание уровня вакантных площадей до 10%.

Обеспеченность качественными торговыми площадями в Москве по итогам 2014 года составляет 381 кв. м. GLA на тыс. жителей, что ниже других городов-миллионников России.

Основные тенденции

 Развивающийся экономический кризис, девальвация рубля и падение реальных доходов населения привели к следующим тенденциям на рынке торговой недвижимости Москвы:

  • Отказ от номинирования ставок в долларах и переход к рублевым ставкам, что обусловлено девальвацией рубля.
  • Увеличение доли договоров, основанных только на проценте с оборота (без фиксированной базовой ставки).
  • Развитие детских развлекательных форматов: 2014 г. в Москве открылся детский город профессий "Мастерславль" (6 000 кв.м) в ММДЦ "Москва Сити", в 2015 году ожидается открытие детского парка Kidzania (10 000 кв.м) в ТРЦ "Авиапарк" и "Кидбург" (3 000 кв.м) в ТРЦ "Детский Мир" на Лубянке. Анонсировано строительство крытого тематического парка Dreamworks в Нагатинской пойме.
Принимая во внимание изменения покупательского поведения, прогнозируем увеличение популярности ТЦ районного и микрорайонного масштаба с GLA менее 10 тыс. кв.м. Дополнительным преимуществом данного формата является относительно небольшая общая капиталоемкость проекта (в абсолютных цифрах).

Спрос

Учитывая нестабильную ситуацию на рынке и снижение покупательской способности ряд брендов объявили о закрытии магазинов: Seppala (Стокманн), Gerry Weber, River Island (Maratex), OVS (Maratex), Esprit (Maratex), New Look (Delta).

  • Решает вопрос о закрытии магазинов французская сеть Camaieu.
  • Adidas объявила о существенном сокращении планов по открытию новых магазинов и о закрытии части существующих.
  • Сеть обувных магазинов Alba также объявила о снижении планов по развитию.
  • Ритейлер Fashion Galaxy - эксклюзивный дистрибьютор обувного бренда UGG Australia в России - закрывает 3 из 17 собственных магазинов в связи с обвалом курса рубля.
  • Планы по оптимизированию представительства имеют такие сети, как: Zara, Ostin и некоторые другие.
  • Банкротство «Белый Ветер Цифровой» потянуло за собой закрытие розничных точек российской сети Samsung, которой с начала 2014 года пришлось закрыть 35 магазинов, находящихся под управлением сети «Белый Ветер Цифровой». Магазины Samsung закрывали и другие партнеры корпорации. Количество магазинов корейской компании в России уменьшилось на 20%.
  • Сеть магазинов одежды Vis-A-Vis намерена приостановить работу половины из существующих торговых точек.
  • Stockmann объявила о планах по закрытию трех супермаркетов «Стокманн», расположенных в торговых центрах Мега в Московском регионе, к концу 2016 года. Кроме того, группа Stockmann объявила о планах по закрытию российских магазинов принадлежащего ей бренда Lindex.

 Среди развивающихся форматов появляются и развиваются продуктовые ритейлеры:

  • «Метро» открыла первый магазин «Фасоль экспресс» в московском подземном переходе станции метро «Курская».
  • Ашан также планирует развивать сеть в формате "underground - ритейл" на площади 100 кв.м с ассортиментом около 2 тыс. товаров.
  • На московском рынке появилась новая сеть «Заодно» - сеть дискаунтеров с товаром по фиксированным ценам. Ритейлер открыл 10 магазинов и до конца 2020 года планирует довести количество точек до 740, размещая их на площадях до 200 кв. м, 27% ассортимента приходится на продукты питания.

Источник: GVA Sawyer
www.GVASawyer.ru

Читайте также