Продуктовый ритейл: итоги 2011 года

Продуктовый ритейл: итоги 2011 года

Лучшие финансовые итоги представил "Магнит", увеличивший продажи на 42%, а чистую выручку - на 20%

В начале февраля крупнейшие игроки на рынке продуктового ритейла России представили результаты деятельности в 2011 году, опубликовав полные отчеты за прошедший год по международным стандартам финансовой отчетности. Моллы.Ru проанализировали финансовые итоги четырех ведущих публичных компаний: самые сильные результаты по итогам прошедших двенадцати месяцев продемонстрировал краснодарский «Магнит».

Рост чистой выручки ОАО «Магнит» в годовом выражении составил 42% в рублевом эквиваленте. Результаты X5 Retail Group оказались слабее – 32%, ГК «Дикси» (без учета покупки ГК «Виктория») – 19,7%. Самая слабая динамика оказалась у сети «О’Кей» - 12,9% по отношению к 2010 году.

Таким образом, X5 Retail сохранила лидирующие позиции по объему продаж – 452,5 миллиарда рублей в 2011 году. Однако на финансовых показателях сети не лучшим образом сказываются как общее снижение покупательской активности на рынке, так и последствия консолидация «Копейки». Напомним, что первоначальный прогноз X5 по выручке на 2011 год составлял 40%, а в октябре был понижен до 35% (что привело к обвалу котировок X5 на LSE), но и эта отметка достигнута не была, а четвертый квартал компания завершила с падением продаж в сопоставимых с 2010 годом магазинах сети.

По некоторым данным, ребрендинг «Копейки» стоил X5 до 5,5 миллиардов рублей и стал самым дорогим в истории российского ритейла. Вместе с тем, укрепление лидерства на рынке путем крупной покупки (51,5 миллиарда рублей) привело к росту долговой нагрузки сети. Напомним, что в 2011 году Moody’s понизило корпоративный рейтинг и рейтинг вероятности наступления дефолта компании X5 Retail Group.

Для сравнения, годовая выручка «Магнита» составила 335,7 миллиарда рублей. Краснодарский ритейлер, по-прежнему предпочитающий поглощениям органическое развитие, в очередной раз представляет более сильные результаты.

За прошедший год «Магнит» открыл 1254 магазина против 577 у X5 и вышел на первое место по объему чистых торговых площадей. Годовой рост площадей магазинов под управлением компании составил рекордные 38,5%, а общий показатель достиг отметки в 1,97 миллиона квадратных метров. По данным на 31 декабря 2011 года в сеть «Магнит» входит 5309 магазинов (включая более 5000 дискаунтеров), у X5 – 3002 магазина, включая 2525 дискаунтеров.

Еще более характерным является рост сопоставимых продаж, без учета новых магазинов, открытых в течение года. «Магнит» продемонстрировал в 2011 году наиболее уверенный рост в размере 11%, X5 – лишь 6%, ГК «Дикси» - 7,4%, «О’Кей» - 5,3%.

Вместе с тем «Магнит» увеличивает лидерство на рынке продуктового ритейла по чистой выручке, этот показатель по итогам 2011 года составил 12,18 миллиарда рублей, увеличившись более чем на 20%. Рост чистой выручки и EBITDA также превзошел данные по динамике в 2010 году.

ГК «Дикси», после крупной сделки по поглощению ГК «Виктория» летом прошедшего года, стала третьей публичной компанией на рынке по основных финансовым показателям. Выручка объединенной компании по итогам года фактически возросла на 59,1% и достигла 102,2 миллиарда рублей.

Основным инструментом ГК «Дикси», как и двух основных лидеров рынка, остается одноименная сеть дискаунтеров, генерировавшая около 85% торговой выручки в ГК «Дикси» и обеспечивающая около 75% объема продаж в объединенной компании.

Немаловажно, что сделка позволила ГК «Дикси» не только серьезно укрепить формат дискаунтера, но и насытить формат супермаркета за счет приобретения торговой сети «Виктория». По итогам года в объединенную компанию вошло 1119 магазинов совокупной площадью 405 тысяч квадратных метров. Ритейлер постепенно ребрендирует сеть «Квартал», открывая новые магазины под брендом «Дикси». Всего по итогам года было открыто 233 магазина.

В отличие от основных конкурентов, предпочитающих мультиформатное развитие, торговая сеть «О’Кей» по-прежнему сфокусирована на крупном формате: под управлением компании находится 42 гипермаркета и 29 супермаркетов, что позволяет ей входить в число лидеров рынка по объему торговых площадей и, соответственно, объему выручки.

По итогам 2011 года «О’Кей» открыла 14 новых магазинов – 7 гипермаркетов и 7 супермаркетов. Для сравнения, «Магнит» в течение года запустил 42 гипермаркета, X5 Retail – 6 крупноформатных магазинов. При этом прирост торговых площадей оказался существенным – более 20%.

Чистая торговая выручка сети «О’Кей» по итогам 2011 года составила 92,2 миллиарда рублей. В 2012 году «О’Кей» планирует более активное развитие, в частности запуск 13 новых гипермаркетов. В настоящее время совокупная площадь магазинов составляет 346 тысяч квадратных метров. Таким образом, уже через год «О’Кей» может выйти на третье место по объему торговых площадей.

Стоит отметить, что и «О’Кей», и X5 Retail, и ГК «Дикси» показали положительную динамику в сопоставимых продажах за счет роста среднего чека, при этом количество покупателей по итогам прошедших двенадцати месяцев в ведущих торговых сетях в целом сократилось по отношению к 2010 году. 12%-ный рост продаж «Магнита» был обусловлен тем же фактором, при этом покупательский трафик вырос лишь на 1,3%. Таким образом, на рынке продуктового ритейла в России продолжается спад, который подтверждает прогнозы аналитиков.

Участники рынка расходятся в прогнозах на 2012 год. По одним данным, в краткосрочной перспективе тренд слияний и поглощений получит дальнейшее развитие и не исключены, в том числе покупки таких крупных игроков, как «Седьмой континент» и «Холидей Классик». Другие аналитики считают, что все возможные сделки уже закрыты, а в 2012 году ведущие торговые сети будут больше работать над качественной составляющей и повышением эффективности бизнеса.

Вместе с тем, ожидается дальнейшая экспансия лидирующих на рынке компаний в регионы и рост их совокупной доли на розничном рынке продуктов питания. Ожидается, что объемы продаж крупнейших сетей будут по-прежнему расти, но темпы будут снижаться, в том числе из-за снижения покупательской активности на фоне нестабильной экономической ситуации в стране.

Торговые центры и магазины

Читайте также



Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 15 кв.м.

Арендная ставка: 7000 руб. кв.м./год

Аренда, Челябинск

Алмаз Алмаз

Площадь: 6-10 кв.м.

Аренда, Москва и область

Мещерин Мещерин

Площадь: от 60 кв.м.

Арендная ставка: 24661 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Триумфальный Триумфальный

Площадь: 42-92 кв.м.

Арендная ставка: от 12000 руб. кв.м./год