В рейтинге привлекательности для ритейла Украина догнала Россию

Россия два года лидировала в GRDI, но по итогам 2004 г. опустилась на вторую позицию.

Россия два года лидировала в GRDI, но по итогам 2004 г. опустилась на вторую позицию. Эксперты A. T. Kearney утверждают, что рынок нашей страны продолжает оставаться весьма привлекательным. Его насыщенность современными торговыми форматами растет, но пять ведущих продовольственных ритейлоров пока контролируют менее 9% рынка. Эта ситуация благоприятна для новых инвесторов в розницу, особенно в дискаунтеры, считают в A. T. Kearney. Эксперты отметили не только 7%-ный рост российского ВВП, но и перемещение спроса от продовольствия к одежде, технике и электронике. В минусы России записали только "относительно низкую среднюю норму прибыли в сочетании с высокой стоимостью недвижимости, что не позволяет получить достаточно высокую прибыль". Например, Auchan в России не будет получать прибыль еще семь лет, утверждают в A. T. Kearney.

Занявшая 1-е место Индия отличается самой низкой насыщенностью современной торговлей среди всех 30 стран. Так было и раньше, но в стране ограничены прямые инвестиции в розничную торговлю, а недавно премьер-министр Манмохан Сингх допустил, что они могут быть сняты.

А вот 3-е место в рейтинге заняла Украина, поднявшаяся за год с 11-й позиции. Экспертам понравилось, что розничная торговля в этой стране выросла за два года на 40%. И потенциал ее остается высоким, ведь Украина вторая по населению страна Восточной Европы (после России).

Некоторые западные ритейлоры оценили Украину раньше, чем эксперты A. T. Kearney. Сеть супермаркетов Billa (принадлежат немецкой Rewe Group) вначале пришла на Украину, а затем уже в Россию. В этом году на Украине начнут работать немецкая сеть Lidl и португальская Jeronimo Martins, еще не представленные в России, ждут здесь и немецкую Tengelmann. С интересом иностранных ритейлоров на Украине уже свыклись, так что новый рейтинг GRDI на ситуацию не повлияет, говорит Владимир Кастельман, гендиректор украинской розничной компании Fozzy Group (магазины "Сiльпо").

Но опрошенные "Ведомостями" аналитики убеждены, что Украине не по силам тягаться с Россией. "Украине просто выдали аванс в связи с известными изменениями в политическом курсе, ? говорит сотрудник ACNielsen Ukraine, попросивший не называть его имени. ? Объективных причин для 3-го места нет. Царят бюрократия и дискриминация иностранных компаний. Например, Metro во Львове не смогла получить понравившийся участок в центре города". По словам Олега Пронина из HyperEstate, строительство торговых площадей на Украине сейчас заморожено ? участки не отводят, разрешение на строительство не выдают, потому что "новые ставленники [властей] пока не понимают, как делить выпавшее на их долю богатство". Российская розница в 2004 г. выросла до $193 млрд, украинский розничный товарооборот несопоставимо меньше, отмечает аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко. Кроме того, по его словам, на Украине ниже доход на душу населения и торговые наценки. "Для глобальных игроков индекс станет только одним из аргументов", ? считает Кривошапко. Российский же потенциал очевиден: в 2004 г. на 1000 человек у нас приходилось лишь 85 кв. м торговых площадей, в Турции ? 166 кв. м, в Германии ? 319 кв. м.

"Мы проявляем интерес и к России, и к Индии. Новое исследование не изменит нашего мнения о привлекательности этих стран", ? заявил вчера "Ведомостям" представитель по связям с общественностью Wal-Mart Уильям Уортс.

При подготовке исследования GRDI A.T. Kearney анализирует показатели 30 развивающихся стран с населением больше 2 млн человек и среднедушевым доходом выше $2000 в год. Оценка каждой страны учитывает "страновой риск" (в нем учитываются как политические риски, уровень преступности и терроризма, так и доступность займов и развитие финансового рынка), насыщенность рынка (площадь торговых центров и супермаркетов на 1000 жителей и количество иностранных ритейлоров), темп насыщения розничного рынка современными торговыми форматами и привлекательность рынка (учитывает численность населения городов, продажи на душу населения, инфраструктуру, законодательные ограничения и др.).


Читайте также



Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Челябинск

Алмаз Алмаз

Площадь: 6-10 кв.м.

Аренда, Москва и область

Триумфальный Триумфальный

Площадь: 42-92 кв.м.

Арендная ставка: от 12000 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Мещерин Мещерин

Площадь: от 60 кв.м.

Арендная ставка: 24661 руб. кв.м./год

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 15 кв.м.

Арендная ставка: 7000 руб. кв.м./год