OBI стремится стать ближе к Белому дому

Немецкая компания OBI договорилась с московским правительством о строительстве своих гипермаркетов непосредственно в городе Москве.



Как стало известно, немецкая компания OBI договорилась с московским правительством о строительстве своих гипермаркетов непосредственно в городе Москве. До сих пор и OBI и другие западные компании смежных форматов строились исключительно вдоль МКАД. Согласно достигнутой договоренности, к 2010 г. в Москве появится 12 новых магазинов OBI. По мнению аналитиков, немецкая компания сознательно идет на серьезные финансовые вложения (строиться в городе в разы дороже, чем за МКАД), чтобы увеличить свою рыночную долю: в столице ее скоро начнут поджимать конкуренты с Запада, такие как Леруа Мерлен и Castorama, кроме того, активизируются отечественные игроки.

Немецкая компания OBI, четвертый по величине мировой ритейлер в своем сегменте, насчитывающий сегодня свыше 480 магазинов в 11 странах, торгует товарами для дома и отделочными материалами (так называемый формат DIY). Оборот компании в 2004 г. превысил 6 млрд евро, на зарубежные рынки приходится около трети всех продаж сети. В России OBI появилась в 2003 г. и имеет весьма агрессивные планы по развитию в России: до 2010 г. планируется открыть в нашей стране порядка 60 магазинов. Сегодня в пригородах Москвы (в трех комплексах Мега) работает 3 магазина компании.

Как сообщил RBC daily председатель совета директоров OBI Real Estate Маркус Вольф, в ближайшие пять лет в Москве, в пределах МКАД, появится 12 новых магазинов OBI. Мы уже согласовали нашу новую концепцию с правительством Москвы, ? уточнил он. По словам г-на Вольфа, для строительства в городской черте столицы компании придется менять стандартный проект магазинов, так как условием соглашения является сохранение привычного облика города. Магазины OBI в Москве будут стандартной площади ? порядка 15 тыс. кв. м, но из-за дефицита свободных территорий многие из них будут оснащены подземной автостоянкой.

Конкуренты считают начинания OBI вполне своевременными. Сейчас большую часть продаж строительных и отделочных материалов в ценовой категории средней и ниже среднего делают строительные рынки, ? прокомментировала RBC daily директор по маркетингу компании Старик Хоттабыч Татьяна Казакова. ? Между тем сейчас очевидно, что приход цивилизованной розницы в лице DIY, со всеми ее преимуществами, неизбежен. Такие игроки, как OBI, еще только осваивают рынок, поэтому открытие магазинов в Москве ? правильный шаг. За собственные продажи с ростом конкуренции в Старике Хоттабыче не опасаются, так как, по словам Татьяны Казаковой, они работают в более высокой ценовой категории.

Аналитики рынка недвижимости высказывают опасение, что столько крупных магазинов в Москве просто не поместится, и думают, что OBI все же придется несколько снизить планку. Так как речь идет о магазинах с подземной парковкой, можно предположить, что в пределах МКАД OBI будет строить магазины более мелкого формата, так как стандартные гипермаркеты компании требуют территории как минимум в 2-2,5 га, ? говорит руководитель отдела исследований рынка торговых помещений Noble Gibbons Нина Новикова, ? и такие участки в Москве не так просто найти. Возможно, в городе OBI откажется от садового центра. В таком случае 12 магазинов в пределах МКАД построить вполне возможно. С ней согласен старший консультант Leeds Property Group Юрий Мереминский. Надо отметить также, что не каждый участок позволяет построить подземную стоянку, да и подобные парковки не очень удобны для формата OBI ? товар, продающийся в этих магазинах, иногда просто затруднительно погрузить в закрытом помещении, ? отмечает он.

По мнению Юрия Мереминского, строительство магазинов OBI в центре города не оправдано в принципе. И из-за отсутствия целевой аудитории, и из-за малого количества свободных участков строить такие объекты в центре нецелесообразно. Такие магазины рассчитаны на средний класс, и строиться имеет смысл там, где идет или уже существует массовая застройка жилья среднеценового сегмента ? это Северо-Восток, Юго-Восток, Восток, Северо-Запад за пределами третьего транспортного кольца, ? комментирует он. Если исходить из этого, то и индивидуальных проектов, значительно увеличивающих объем инвестиций, OBI не понадобится.

Увеличение бюджетов на конкретные объекты понадобится из-за разницы арендных ставок в городе и области, а также из-за подземных автостоянок, строительство каждого уровня которых, по словам Юрия Мереминского, обходится в 1,5-2 раза дороже, чем одного наземного. Само строительство в городской черте обойдется компании не дороже, чем за МКАД, но существенно разнится аренда земли, ? добавил в разговоре с RBC daily специалист департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Ян Аль-Нури. ? В Москве арендные ставки существенно выше, чем непосредственно за МКАД, при этом в столице договоры на земельные участки составляются на 5-15 лет, а в области ? от 25 лет, при этом возможен последующий выкуп земли в собственность. По мнению Яна Аль-Нури, сетям формата OBI вообще массово строиться в городе не имеет смысла. Не думаю, что для таких сетей, как OBI, Леруа Мерлен, Castorama, оправданно массово строиться в городской черте. Сам формат гипермаркетов DIY не предполагает, например, многоэтажных магазинов ? покупатели, как правило, в таких комплексах не идут выше второго этажа, ? поясняет он.

Аналитики также высказывают мысль, что стремление OBI нарастить присутствие в городе продиктовано не погоней за прибылью. По словам Нины Новиковой, здесь речь идет не столько о стремлении увеличить объемы продаж, сколько о намерении захватить большую долю рынка. На переговоры с московским правительством OBI могла сподвигнуть нарастающая конкуренция ? кроме OBI планы обосноваться на столичном рынке обнародовали Леруа Мерлен, Castorama. О расширении деятельности заявили ТЦ Каширский двор и сеть Твой дом. А вокруг МКАД осталось не так уж много свободных мест для застройки. Поэтому желание OBI застолбить за собой место вполне оправдано, ? говорит она. А Татьяна Казакова из Старика Хоттабыча считает, что со временем планы OBI могут измениться. Не надо забывать о нарастающей активности конкурентов OBI, также интересующихся московским рынком, ? рассуждает она. ? Стоит ожидать усиления конкуренции между представителями сетей DIY и возможной корректировки их планов.


Читайте также

17 Января 2018
Сеть Hoff подвела итоги 2017 года Сеть Hoff подвела итоги 2017 года
По результатам 2017 года Hoff открыл 11 новых торговых объектов - 7 полноформатных гипермаркетов и 4 магазина в формате Hoff Home.


Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Москва и область

Сердце Столицы Сердце Столицы

Площадь: 30-5000 кв.м.

Арендная ставка: 6000 руб. кв.м./год

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 30 кв.м.

Арендная ставка: от 7200 руб. кв.м./год

Аренда, Ростов-на-Дону

Проспект Проспект

Площадь: 25-800 кв.м.

Арендная ставка: 12000 руб. кв.м./год