Строительство двигатель торговли

Планомерное развитие московского рынка торговой недвижимости и самого ритейла привлекает в столицу все больше новых игроков, особенно международных сетевых операторов и инвесторов.

Прошлый год не изменил уже сложившиеся представления о высокой доходности рынка торговой недвижимости. Подводя итоги прошлого года, эксперты рынка отмечают, что к нему заметно повысился интерес со стороны западных игроков как сетевых ритейлеров, так и инвесторов, многие из которых объявили о своем выходе на московский рынок.

Стабильное развитие рынка должно продлиться до 2008 года, уверяет директор по развитию Leeds Property Group Алексей Могила.

Этот сегмент очень привлекателен для вложения инвестиций, и по нашим прогнозам макроэкономические факторы не будут влиять на резкие колебания рынка торговых помещений, говорит Могила. С ним согласно большинство участников рынка.

По данным компании Swiss Realty Group, за последние два года предложение качественных торговых помещений увеличилось более чем на 70% и по итогам 2005 года составило около 1,5 млн кв. м торговой площади. Общий объем нового строительства за 2005 год превысил 700 тыс. кв. м, из которого на арендопригодную площадь приходится примерно 400 тыс. кв. м.

Аналитик отдела исследований консалтинговой компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Олеся Лонгу добавляет, что инвестиции в торговые центры в 2005 году в Москве составили около $0,651 млрд, а в 2006 году общая площадь планируемых объектов составит примерно 1,2 млн кв. м.

Несмотря на появление новых торговых центров, переизбытка торговых площадей в 2005 году не наблюдалось, что позволяло собственникам торговых объектов держать высокий уровень арендных ставок, рассказывает директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев.

Однако по сравнению с 2004 годом арендные ставки не претерпели значительных изменений и остались примерно на том же уровне. Ставки аренды в торговом сегменте продолжают значительно отличаться в зависимости от профиля арендатора и занимаемой им площади.

Так, по словам директора по развитию компании Prime City Properties Романа Чепцова, якорным арендаторам, занимающим несколько тысяч квадратных метров (гипермаркеты и т. д.), владельцы предоставляют значительные скидки, и ставки аренды для них в среднем составляют $100400 за квадратный метр в год.

Для бутиков в торговой галерее арендные ставки гораздо выше, особенно для ювелирных и сувенирных магазинов, салонов мобильной связи $14 тыс. за квадратный метр в год.

По данным Ильи Шершнева, по состоянию на декабрь 2005 года уровень свободных площадей в торговых центрах составляет в среднем не более 35%, а наиболее высокий спрос предъявлялся на помещения современных торговых центров, находящихся в пределах Садового кольца и вдоль МКАД.

Также большим спросом пользовались небольшие торговые помещения площадью 3050 кв. м и 5080 кв. м, находящиеся на самых оживленных торговых коридорах столицы. В наибольшей степени такие помещения интересовали операторов сотовой связи, продавцов одежды и обуви, а также предприятия общественного питания, уточнил Шершнев.

Планомерное развитие московского рынка торговой недвижимости и самого ритейла привлекает в столицу все больше новых игроков, особенно международных сетевых операторов и инвесторов. В 2005 году в Москву пришли такие известные торговые операторы как Real и Marks and Spencer.

Те же компании, которые уже давно обосновались в столице IKEA, Ramenka, продолжают усиливать свои позиции, открывая новые торговые точки. Олеся Лонгу выделяет выход на рынок южнокорейской корпорации Lotte Group, которая выступает не только как инвестор, но и как торговый оператор.

Столичные девелоперы, оценивая перспективы развития рынка коммерческой недвижимости, решили не отставать от западных коллег и не упустить дополнительные источники прибыли и объявили о своем выходе в новые сегменты.

Такие крупные застройщики жилья как Дон-строй, Интеко, в 2005 году приступили к реализации целой серии проектов на новом для себя рынке торговой и офисной недвижимости. Активно освоением торгового сегмента занялась компания Капитал груп.

По данным компании Colliers International, сейчас в портфеле этой компании уже есть три реализованных проекта и один на стадии строительства комплекс сети магазинов Метромаркет. Не отстает и компания Дон-строй: в настоящее время компания одновременно реализует два проекта на рынке торговой недвижимости.

Аналитики Colliers International поясняют, что первый проект предусматривает строительство пяти-шестиэтажного многофункционального торгово-развлекательного центра в районе станции метро Щукинская, второй уже торгово-развлекательный комплекс Воробьевы горы, расположенный в стилобатной части одноименного жилого комплекса.

Усиление конкуренции между торговыми центрами, по словам Романа Чепцова, привело к распространению практики реконцепции некоторых магазинов советского периода ТЦ Дружба, ТЦ Гименей, а также неудачно спроектированных торговых комплексов.

Также в 2005 году получил распространение такой формат торговли как универмаги: было объявлено о реконструкции универмага Лейпциг в Теплом Стане, строительстве второй очереди торгового дома ЦУМ.

Среди основных тенденций 2005 года Олеся Лонгу выделяет рост числа торговых центров на востоке Москвы, строительство подземных торговых комплексов и переустройство крытых рынков в современные ТЦ.

Эксперты Colliers International выделяют несколько основных тенденций, которые активно будут развиваться в 2006 году.

Во-первых, это снижение темпов роста оборотов арендаторов основных торговых профилей в расчете на квадратные метры и дальнейшее распространение практики назначения арендной платы как процента с оборота. Они не исключают вероятности повышения номинальных долларовых ставок аренды в случае существенной ревальвации рубля к доллару США и евро.

Также продолжится развитие формата универмаг: реконструкция существующих Добрынинский, Lotte & Lotte и выход на рынок западных игроков, работающих в данном формате.

Алексей Могила добавляет, что в 2006 году продолжится освоение площадок на МКАД: на земельных участках площадью около 190 га в районе Кольцевой автодороги за счет сноса плоскостных гаражей и строительства на их месте многоярусных паркингов планируется разместить крупные торговые объекты.


Источник: Автор: Маргарита Федорова Источник: Бизнес

Читайте также



Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Челябинск

Алмаз Алмаз

Площадь: 6-10 кв.м.

Аренда, Москва и область

Триумфальный Триумфальный

Площадь: 42-92 кв.м.

Арендная ставка: от 12000 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Мещерин Мещерин

Площадь: от 60 кв.м.

Арендная ставка: 24661 руб. кв.м./год

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 15 кв.м.

Арендная ставка: 7000 руб. кв.м./год