Формат "барахолка". Cамым главным форматом на рынке одежды в столице остаются вещевые рынки


На них приходится около 40% продаж одежды в Москве и до 80% в регионах.

Несмотря на бурный рост фэшн-индустрии в Москве, самым главным форматом на рынке одежды в столице остаются вещевые рынки.
На них приходится около 40% продаж одежды в Москве и до 80% в регионах. Участники рынка уверены, что в ближайшее время ни приход новых ритейлеров, ни вывод на рынок новых модных брэндов серьезно ситуацию не изменят. Причину непотопляемости ярмарок эксперты видят в грамотной маркетинговой политике рынков. Они умело поддерживают свой статус самых бюджетных ритейлеров, хотя давно таковыми не являются.

Исследования российского рынка одежды последних двух-трех лет полны оптимистичных нот. В одном из прошлогодних исследований, найденных корреспондентом "Бизнеса" в интернете, сообщается: "Объемы продаж в Москве ежегодно увеличиваются на 30-40%, в этой области российская столица обогнала многие города мира". По сравнению с 2000 годом, с точки зрения брэндовых предпочтений горожан, Москва все меньше напоминает Стамбул и все больше европейские столицы. По оценкам директора по коммерческой недвижимости компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Константина Сахарова, в Москве представлено уже около 50% глобальных модных брэндов. Участники рынка убеждены, что эта цифра не окончательна. Сами ритейлеры подтверждают это: в канун нового года компания "АБМхолдинг" (управляет сетью "Модный базар") заключила франчайзинговый договор с британской маркой Fcuk, российское представительство шведской девелоперской компании Centrum в 2005 году объявило о планах привести в Россию один из самых известных молодежных брэндов - шведский H&M, а сотрудники "Детского мира" рассказывали о переговорах компании с конкурентом H&M - американской Gap с той же целью.

Московский рынок одежды один из крупнейших в Европе. По оценкам компании Symbol Marketing, его объем в 2005 году составил около $4-5 млрд. Относительно всего российского рынка он стоит особняком: в регионах более 80% продаж одежды приходится на одежду турецкого и китайского производства. Однако если смотреть на структуру рынка, со второй половины 1990-х ситуация изменилась мало. Как и тогда, самым востребованным форматом магазина одежды остаются вещевые ярмарки.

В начале2000-х считалось, что дни рынков - и продовольственных, и одежных - сочтены. Правительство города объявило войну базарам на территории спортивных учреждений. Действительно, были закрыты рынки на стадионе "Динамо" и в спорткомплексе ЦСКА. Однако здесь закрытие рынков пошло не так удачно, как в продуктовой индустрии. Если большинство из 400 продовольственных "оптовок", существовавших в 1999 году, заменили дискаунтеры и супермаркеты, то появившимся сетевым одежным магазинам и торгцентрам такая задача оказалась не по плечу (см. график). В Москве по-прежнему работает около 10 крупных ярмарок.

"Очень многие покупатели все еще приходят в магазин за ценой. А рынки априори имеют более низкие цены, чем магазины, поскольку они менее затратны: их затраты на аренду, отделку помещений, подготовку персонала несопоставимы с издержками стационарного магазина",- объясняет гендиректор сети магазинов распродаж "Пятый сезон" Александр Орлов. Бюджетностью рынков объясняет их живучесть и директор по исследованиям Symbol Marketing Татьяна Еферина. "В отличие от товаров первой необходимости одежда - это тот товар, спрос на который определяется условиями и уровнем жизни населения. Предпочитают покупать одежду в торгцентрах молодые покупатели от 21 до 35 лет, а рынок - самое популярное место покупок для категории от 35 до 50 лет: их уровень дохода ниже, чем у молодых, около $150-500 на человека в месяц. Около 60% населения продолжают носить вещи, вышедшие из моды, вплоть до полного износа изделия",- констатирует Еферина. По словам топ-менеджера одной из стоковых сетей, аудитория бюджетных одежных ритейлеров (Сток-центра, "Фамилии", "Пятого сезона" и других) и рынков пересекаются на 50%. "И там и там закупаются самые бедные: пенсионеры, студенты и проч.",- поясняет он.

Однако гендиректор "АБМхолдинга" Светлана Куприянова убеждена, что в 2006 году дешевизна рынков - уже не более чем миф. С ней соглашается сотрудник стоковой сети: "Рынки уже перестали быть рынками в понимании 1990-х, с полным отсутствием сервиса, но копеечными ценами. Сейчас, думаю, справедливо называть их альтернативными торговыми центрами. Былого ценового преимущества у них уж нет, просто нарезка меньше, чем в настоящих торгцентрах". Куприянова продолжает: "Цены на рынках уже сравнимы с теми, что в магазинах, но качество и уровень обслуживания несопоставимы. При этом многие покупатели упорно продолжают туда ходить. Уровень лояльности Черкизовского рынка 42%! Это значит, что более 40% москвичей делают покупки только там. Да любая профильная сеть была бы счастлива, если бы ее уровень лояльности дотянул хотя бы до 30%".

Некоторые эксперты полагают, что в представлении массового покупателя стойко убеждение: "рынки - это дешево, магазины - всегда дорого". "Наши фокус-группы показали поразительные результаты,- рассказывает сотрудник одной из розничных сетей.- Потребители, лояльные рынкам, объяснили свою нелюбовь к магазинам тем, что там всегда рядом продавец, который, по их словам, "следит, как бы я чего не украл, потому что думает, что у меня денег не хватит". Я был поражен. Мы считали хороший сервис нашим преимуществом, а он отпугивает "рыночных" покупателей". С ним соглашается Наталья Еремина, директор компании Ad Libitum / Corporate Identity & Interior Design: "Рынки еще долго смогут жить за счет инертности мышления покупателей. Люди годами ходят на прикормленные места, не задумываясь, что за эти годы где-то условия и цены стали лучше. Скажем, самый старый магазин "Снежной королевы" на Войковской, несмотря на развитие сети, дает выручку больше, чем в совокупности восемь остальных. С вещевыми рынками дело обстоит также: люди еще долго будут ехать туда, считая, что "там дешевле", как сейчас по старой памяти едут за электроникой на "Рижскую", даже не задумываясь, что у сетевых ритейлеров цены за единицу уже на $100 и более дешевле".

Большинство экспертов, опрошенных "Бизнесом", сходятся в том, что одежные рынки просуществуют еще как минимум пять-семь лет. "К закрытию оставшихся нет предпосылок",- говорит Орлов из "Пятого сезона". Пример Черкизовского рынка на востоке Москвы, считающегося главной вещевой ярмаркой столицы, подтверждает слова ритейлера. Напомним, распоряжение Юрия Лужкова, в котором рынок был отнесен к числу подлежащих ликвидации в 2001-2002 годах, вышло еще осенью 1999 года. Однако до сих пор рынок стоит на прежнем месте. Более того, весной управляющее ярмаркой ЗАО "АСТ-Черкизово" заканчивает его реконструкцию. "Теперь мы современный торгцентр,- сообщил "Бизнесу" на правах анонимности сотрудник компании.- Если бы ожидали оттока клиентов, вряд ли бы стали инвестировать в реконструкцию рынка. Этого не предполагается, по ценам мы всегда будем привлекательней магазинов".


Telegram Моллы Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру.

Источник: Автор: СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ Источник: Бизнес.






Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Торговое помещение в супермаркете "Атак"

Арендная ставка: 7 200 руб. кв.м./год

Аренда , Челябинск
КТК "Северо-западный"

Арендная ставка: 4 800 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область

Каталог моллов Добавить
СМАЙЛcity

Площадь: 26 600 м2

Адрес: Учебная, 48 д

Томск