Петри Анттила: Inditex предлагала Stockmann создать совместное предприятие

В начале года тихая финская компания Stockmann стала главным ньюсмейкером на столичном рынке одежды.

В начале года тихая финская компания Stockmann стала главным ньюсмейкером на столичном рынке одежды.
Причиной шума вокруг компании стало ее объявление о продаже своего самого успешного подразделения в России - сети магазинов молодежной одежды Zara.
За 41,5 млн евро финны продали семь магазинов Zara испанской компании Inditex, по франшизе которой планировали развивать Zara до 2010 года. На рынке главной причиной сделки считают недовольство Inditex темпами развития российской Zara.
Однако региональный директор компании Stockmann в России Петри Анттила уверяет, что разногласий между двумя компаниями не было, они просто решили разделить бизнесы: испанцы будут развивать Zara самостоятельно, а финны продолжат открывать универмаги. С подробностей о сделке с Inditex глава Stockmann начал интервью корреспонденту "Бизнеса" Сергею Канунникову.

- Почему все-таки Inditex выкупила у вас сеть Zara на четыре года раньше срока, обозначенного во франчайзинговом договоре?

- Когда мы только начинали развивать Zara в России в 2002 году, испанцы считали, что здесь трудный рынок и им самим здесь работать будет тяжело. Но уже с открытием первого магазина стало ясно, что марка Zara здесь будет очень востребована и бизнес пойдет очень хорошо. В отдельные воскресенья магазин Zara в "Меге" в Коммунарке имел самые большие продажи в сети Zara во всем мире (а это более 850 магазинов). А Zara на Тверской, 4 стабильно входит в топ-10 магазинов по обороту с квадратного метра. В 2005 году оборот российской Zara составил 46,5 млн евро, при этом целый год работали только три из семи работавших на конец 2005 года магазинов, остальные открылись только во второй половине года.
Наши показатели изменили отношение испанцев к российскому рынку, они захотели развивать бизнес в России.

- Но если бизнес был столь успешным, почему же вы продали его досрочно?

- Нам сделка была выгодна. Во-первых, мы уверены, что 41,5 млн евро, предложенные Inditex за российскую Zara,- цена хорошая. Во-вторых, мы понимаем, что пролонгировать франчайзинговый договор с испанцами после 2010 года нам вряд ли удастся. Inditex в последнее время выкупает локальные сети у своих партнеров: в 2005 году она выкупил Zara в Польше и Японии. А коль так, нам гораздо выгоднее получить эти деньги и инвестировать их в нашидругие проекты сейчас, чем в 2010 году.

- Но конкуренты считают, что сделка произошла из-за того, что Inditex была недовольна темпами развития Zara в России. Это действительно так?

- Так говорят те, кто ничего не знает о нашей работе с Inditex.
Если бы Inditex была недовольна нашими темпами, она вряд ли бы предложила нам создать в России совместное предприятие, которое развивало бы здесь все брэнды, принадлежащие компании. Нам такое предложение в конце 2005 года поступило. Но мы не смогли договориться об условиях. Тогда Inditex предложила выкупить Zara, чтобы развивать ее и другие марки самостоятельно.
А темпы устраивали обе стороны. Магазинов могло бы быть в два-три раза больше, чем сейчас, если бы не одно "но". Во-первых, за пределами Москвы нам вообще не разрешали искать объекты под Zara.
Во-вторых, каждая новая точка в Москве должна была согласовываться с испанцами.
"Да" или "нет" говорил лично владелец Inditex Амансио Ортега. Поскольку испанцы очень тщательно подходят к этим вопросам, процесс согласования по одному магазину занимал пять-шесть месяцев.

- Вы сказали, что теперь будете инвестировать в другие ваши проекты. Какие?

- У нас кроме Zara есть одна одежная франшиза - датской компании Bestseller (марки Vero Moda, Jack & Jones, Only, Selected и др.). А также наша собственная сеть одежных магазинов Seppala. В наших планах открывать в России по 10 магазинов каждой из этих марок ежегодно. Ну и конечно, важным направлением для нас остается открытие универмагов Stockmann.
- Средства от продажи российской Zara останутся в России? - Пока это не решено. Тем не менее самое бурное развитие Stockmann планируется именно в России. Мы рассчитываем, что до конца 2008 года одна треть продаж группы Stockmann должна приходиться на рынки за пределами Финляндии (Эстония, Латвия, Литва и Россия). По нашим расчетам, эта цифра будет составлять около 600 млн евро, из которых на долю России будет приходиться 450-480 млн евро. В Финляндии у нас семь универмагов, и строить новых мы больше не будем. В Москве уже три, и их число мы хотим довести до семи. У нас неплохие показатели: после открытия оборот каждого нового универмага в Москве в течение двух-трех лет достигает $45-50 млн. По выручке с квадратного метра наш самый старый универмаг на Смоленской площади уже обошел большинство финских.

- Stockmann в России с 1989 года, но имеет всего три универмага. У IKEA, "Ашана" и Metro, пришедших гораздо позже, магазинов в несколько раз больше. Почему, говоря о приоритетности российского рынка, компания здесь развивается так медленно?

- Основная причина в отсутствии до недавних пор хороших мест. Для открытия универмага нам необходима площадь 10 тыс. кв. м. Первое более-менее устраивающее нас предложение - магазин площадью 8,5 тыс. кв. м в "Смоленском пассаже"- мы получили только в середине 1990-х и открыли его в 1998 году. До этого же приходилось довольствоваться неформатными магазинами по 600-800 кв. м. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. В частности, ускорить развитие помог выход на рынок компании IKEA, у которой мы на 15 лет взяли в аренду два универмага в торговых комплексах "Мега". Сейчас мы самостоятельно ищем помещение площадью 15 тыс. кв. м в центре Москвы под "флагманский" магазин.

- В региональных торгцентрах "Мега" вы тоже будете открываться?

- В регионах с IKEA мы будем работать только по маркам Seppala и Bestseller: уже подписаны договоры аренды по "Мегам" в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани и Петербурге. Но по универмагам в регионах сотрудничать пока не будем.

- Почему?

- В регионах существуют свои, отличные от московских, представления о расстояниях.
В Москве если до торгового центра можно добраться за час, это нормально. В регионах же 20 минут - это уже далеко.
А для универмага постоянный большой трафик - момент гораздо более важный, чем для других одежных форматов. Вопервых, это очень дорогой магазин: в универмаги площадью 10 тыс. кв. м мы инвестируем около 20 млн евро. Во-вторых, из-за большой площади продажи с квадратного метра значительно ниже, чем в других магазинах. Скажем, оборачиваемость товара в универмагах в отделах одежды четыре-пять раз в году, а в отделе товаров для дома и того ниже, тогда как в той же Zara - 12 раз в год.
В Финляндии универмаги становятся прибыльными только на четвертый год, в российских регионах этот срок может быть еще дольше. Поэтому если мы все же решим открывать универмаг в регионах, под него должна быть взята лучшая площадка в центре города, а не загородная "Мега". Скажем, старые ЦУМы.

- Значит, в регионы с универмагами идтивсе-таки планируете?

- Нам интересны региональные рынки России. По моим наблюдениям, во многих региональных городах еще нет никакой цивилизованной розничной торговли, особенно торговли одеждой. Мы думаем, что потенциально там можно было бы открывать Stockmann. Правда, существует большая проблема: на сегодняшний день российские региональные города слишком бедны, чтобы ставить в них универмаги по 10 тыс. кв. м.
Чтобы такой магазин был прибыльным, он должен иметь не меньше 5 тыс. чеков в день, а средняя покупка должна составлять десятки евро. На сегодняшний день вы можете назвать хоть один город-миллионник, где ежедневно в универмаг будет приходить столько покупателей, каждый из которых будет оставлять в магазине 30-40 евро?

- Экспансия откладывается?

- Мы сейчас думаем, возможно ли сократить размер универмагов со стандартных 10 тыс. кв. м до 4-5 тыс. кв. м, чтобы продвигать их в регионы быстрее. Это потребует определенных усилий, потому что формат Stockmann в Финляндии, России и Прибалтике одинаков, что позволяет стандартизировать управление магазинами.
При сокращении формата придется менять ассортиментную матрицу, планировку и т. д. Сейчас вопрос создания облегченного формата для регионов обсуждается.

- Российские операторы развиваются быстрее вас, сюда приходят глобальные ритейлеры. Вы не боитесь, что на фоне конкурентов Stockmann просто потеряется на рынке?

- Не боюсь. По официальной статистике, в Москве на 1 тыс.
жителей приходится примерно 100 кв. м торговых площадей.
В Таллине же, где мы работаем 10 лет, уже 1 тысяча! Там очень жесткая конкуренция по всем нашим рынкам: и в одежде, и в продуктах, и в товарах для дома. При этом мы себя там чувствуем хорошо: в городе, где торговых площадей в 10 раз больше, чем в Москве, а население в 20 раз меньше, наш бизнес ежегодно растет более чем на 10%. Поэтому, уверен, в России перспективы у нас еще велики.

Источник: Источник: Бизнес

Читайте также



Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 15 кв.м.

Арендная ставка: 7000 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Мещерин Мещерин

Площадь: от 60 кв.м.

Арендная ставка: 24661 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Триумфальный Триумфальный

Площадь: 42-92 кв.м.

Арендная ставка: от 12000 руб. кв.м./год

Аренда, Челябинск

Алмаз Алмаз

Площадь: 6-10 кв.м.