Дорогие развлечения


Чтобы клиент стал постоянным, его надо развлекать, усвоили девелоперы.

Чтобы клиент стал постоянным, его надо развлекать, усвоили девелоперы. Не так давно в Петербурге открылись океанариум и аквапарк. Развлекательная составляющая увеличивает сроки окупаемости, но без нее проекты становятся малоэффективными, отмечают эксперты.

Первый российский океанариум расположен в торгово-развлекательном комплексе “Нептун”, построенном компанией “Рубин” на углу улиц Марата и Звенигородской. Он занимает около 5000 кв. м из 28 000 кв. м общей площади комплекса, рассказал на вчерашней пресс-конференции по поводу открытия ТРК гендиректор компании Владимир Давыдов. Стоимость проекта составила около $36 млн, из которых на строительство океанариума ушло $16 млн.

Давыдов рассчитывает, что проект окупится за 5-6 лет при условии, что океанариум будут посещать около 800 000 человек в год. Чтобы посмотреть на акул и пираний, надо заплатить от 200 до 500 руб. в зависимости от времени посещения.

Пару лет назад средний срок окупаемости, по оценкам участников рынка, не превышал 4-5 лет, а компании “Адамант”, по словам ее президента Игоря Лейтиса, удавалось вернуть инвестиции за три года.

Торговых центров становится все больше. По оценке ритейл-директора “Ай Би Групп”, которая консультировала проект строительства ТРК “Нептун”, Елены Андреевой, с начала года в Петербурге открылись девять крупных торгово-развлекательных центров общей площадью около 300 000 кв. м. Рост рынка заставляет девелоперов задуматься, “почему именно к нам должны пойти посетители”, говорит Андреева.

“Рядовая покупка продуктов или вещей уже не так привлекает [посетителей], поэтому каждый девелопер старается изобрести свою особенную фишку, как, например, катки в торговых центрах “Мега” или океанариум в “Нептуне”, говорит Лейтис. По его словам, развлекательная зона вытеснила продуктовые супер- и гипермаркеты с позиции основного магнита для покупателей. “Мы тоже не проектируем уже ни один торговый центр без развлекательной зоны, под которую отводится до 30% площадей, будь то у станций метро или на удалении”, — говорит Лейтис.

При этом расходы на развлекательные зоны заметно удлиняют сроки окупаемости проектов. По данным агентства “Бекар”, срок окупаемости торговых комплексов с 2002 по 2004 г. увеличился с 2-4 лет до 4-8 лет. Сейчас, по словам руководителя отдела оценки, консалтинга и аналитики группы компаний “Бекар” Игоря Лучкова, сроки окупаемости варьируются в диапазоне 6-10 лет. Лейтис тоже говорит, что за последние полтора-два года средний срок окупаемости по объектам “Адаманта” увеличился вдвое до 5,5-6 лет. “Это связано с тем, что операторы развлекательной зоны арендуют помещения по очень низкой ставке — от $200 до $300 за 1 кв. м в год”, — говорит Лейтис.

Однако отсутствие собственного лица проекта директор по развитию агентства “Бекар” Игорь Горский считает “самым большим промахом для сегодняшнего рынка, где условия диктуют покупатели”.

С ним согласен руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский. “Набор якорных арендаторов на петербургском рынке скуден до зевоты”, — говорит он. Аттракционы, такие как океанариум или аквапарк, по его словам, будут мощным стимулом для целевого посещения объектов, тогда как остальные торговые центры останутся ориентированными лишь на локальных покупателей.

Повысить свои доходы за счет привлечения новых посетителей решила и гостиница “Прибалтийская”, в которой на этой неделе открылся первый в Петербурге аквапарк. Он поможет справляться с сезонностью гостиничного бизнеса, надеется гендиректор “Прибалтийской” Андрей Якунин. “К идее аквапарка мы пришли, когда искали сферу развлечений, которая работала бы в противофазе с летним наплывом туристов и не была заполнена конкурентами”, — поясняет он. Стоимость строительства аквапарка, площадь которого составила 14 000 кв. м, по словам его директора Владислава Смирнова, составляет около $32 млн. Кроме горок и бассейнов он включает шесть баров и ресторанов, сауну, солярий, салон красоты, фитнес-центр, спортивный магазин. По оценке компании, его будут ежедневно посещать более 1000 человек. Стоимость билетов составляет от 500 руб. до 1000 руб. в зависимости от возраста посетителей и времени посещения.

Сами по себе развлекательные комплексы вряд ли можно рассматривать как выгодные объекты для инвестиций, считают эксперты. Коммерческая выгода от вложений в отдельно стоящие аквапарк или океанариум неочевидна, считает Шаскольский. Директор по развитию агентства “Бекар” Игорь Горский также считает такие проекты, как океанариум и аквапарк, скорее затратными. На сверхдоходы их владельцам рассчитывать не приходится, но это хороший выход для коммерческих объектов, расположенных в не самых удачных местах города, говорит эксперт

Telegram Моллы Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру.

Источник: Автор: Андрей Мусатов Источник: Ведомости .






Предложения Добавить
Аренда , Челябинск
КТК "Северо-западный"

Арендная ставка: 4 800 руб. кв.м./год

Аренда , Москва и область
Торговое помещение в супермаркете "Атак"

Арендная ставка: 7 200 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область

Каталог моллов Добавить
ОДИПАРК

Площадь: 32 000 м2

Адрес: Село Юдино, Одинцовский городской округ, Московская область

Москва и область