Для «Рамстора» строят еще одну сеть

Для «Рамстора» строят еще одну сеть

Компания «Многофункциональные центры», которую возглавил бывший топ-менеджер «Раменки» Мете Догуоглу, намерена создать в России сеть торговых центров с единой концепцией и с привлечением определенного пула якорных арендаторов.

Компания «Многофункциональные центры», которую возглавил бывший топ-менеджер «Раменки» Мете Догуоглу, намерена создать в России сеть торговых центров с единой концепцией и с привлечением определенного пула якорных арендаторов. В настоящее время компания приступает к реализации своих девелоперских проектов в Новосибирске, Таганроге и Кемерове. Площадь каждого из них составит 30 000 – 35 000 кв. м. На реализацию одного проекта потребуется ориентировочно $25 млн. Свое согласие участвовать в этих проектах уже подтвердили несколько федеральных операторов торговых и развлекательных сетей. Основным якорным арендатором будущих центров станет сеть «Рамстор». Как считают эксперты, сама идея идентичности проектов очень неоднозначна. С одной стороны, рамочные соглашения с сетевыми компаниями обеспечат портфель арендаторов для всех проектов и доверие местных администраций. С другой, существует опасность, что компания не учитывает разницу в покупательской способности российских регионов, и некоторые проекты могут оказаться нерентабельными.

Как рассказал генеральный директор «Многофункциональных центров» Мете Догуоглу, его компания рассчитывает приступить к строительству торговых центров в Новосибирске и Кемерове уже в этом году. В Таганроге строительство запланировано на начало 2007 г. Торговый центр в Новосибирске компания строит на участке в 2 га, находящемся в аренде у НМЗ им. Кузьмина. Инвестором и заказчиком проекта является специально учрежденная компания «Гранд Сити-Сибирь», а в роли генподрядчика выступает турецкая строительная компания Enkа. Открытие центра, строительство которого уже ведется, намечено на весну 2007 г. В Таганроге торговый центр с аквапарком и гостиницей расположится на участке в 6 га в рекреационной зоне на берегу Азовского моря. Как пояснил г-н Мете, сейчас идет согласование концепции будущего центра с городскими властями. Его открытие намечено на конец 2007 г. Торговый центр в Кемерове компания собирается открыть к осени 2007 г. Площадь торговых центров составит 30 000 – 35 000 кв. м. Кроме того, предусмотрены наземные автостоянки на 15 000 кв. м.

По словам г-на Мете, по предварительным подсчетам строительство каждого такого центра потребует инвестиций в размере $25 млн. «В данный момент мы ведем переговоры с одним из западных банков, соглашение с которым, возможно, будет достигнуто уже на днях, – говорит он. Г-н Мете уверен, что и в дальнейшем у компании не возникнет проблем с привлечением инвестиций на строительство. «Банки, как российские, так и западные, все более активно проявляют интерес к сфере торговой недвижимости и считают целесообразным вложение средств именно в такие проекты, как наш: в строительство крупных торговых центров в регионах. Для них это надежное вложение средств, и число таких банков увеличивается».

Как заявил г-н Мете, названные три проекта – это начало широкомасштабной региональной экспансии МФЦ. «В перспективе мы собираемся создать широкую сеть таких центров в российских регионах, – пояснил он. – Уже сейчас мы ведем переговоры с администрациями во многих городах, которые я пока не могу назвать. Не исключено, что в каких-то городах мы откроем больше одного центра. Так, у нас есть желание построить еще один центр в Новосибирске, но, к сожалению, там очень сложно получить земельный участок в удобном месте». Как пояснил г-н Мете, его компания надеется в этих регионах стать лидером рынка либо занять одну из лидирующих позиций. «В Новосибирске еще не существует крупноформатных торговых центров, – говорит он. – Ikea только приступает к строительству «Меги». В Кемерове и Таганроге крупных торговых центров, аналогичных нашим, также нет, и никто из других крупных операторов не заявлял о своих планах присутствия в этих городах.

Концепция и размеры всех торговых центров будут идентичны. «Это будут строения с атриумами, которые обеспечивают посетителям доступ ко всем частям здания и дают возможность обзора всего пространства торгового центра, – поясняет г-н Мете. – В нашей концепции якорным арендатором является продуктовый гипермаркет площадью больше 500 кв. м. Обязательно наличие крупного магазина бытовой техники. Кроме того, мы хотим, чтобы в центре присутствовал и большой магазин детских товаров, площадью не менее 1700 кв. м., крупные магазины одежды и небольшие бутики с одеждой известных брендов. В торговых центрах расположатся развлекательные зоны с кинотеатром, боулингом, бильярдом, фудкорт и рестораны. То есть посетители смогут и сделать покупки, и отдохнуть, и провести досуг».

На роль главного якорного арендатора МФЦ пригласили сеть «Рамстор», с которой уже подписаны предварительные договоры аренды во всех трех торговых центрах. Генеральный директор группы компаний «Рамэнка» Мустафа Саглам уточнил, что компания заключила договоры аренды с компанией «МФЦ» во всех трех торговых центрах: в Новосибирске, Кемерове и Таганроге. Объем инвестиций со стороны «Раменки» на эти проекты составит $10 млн. «Безусловно, мы будем рады расширить наше сотрудничество с «МФЦ» и охотно рассмотрим все их предложения», – заявил г-н Саглам, говоря о возможном участии в проектах компании в других городах России.

Кроме того, как рассказал Мете Догуоглу, его компания пришла к соглашению с «Каро фильмом», оператором сети боулинг-клубов «Космик», сетью магазинов бытовой техники «Эльдорадо». Обсуждается возможность сотрудничества с компанией Джамилько и сетью «Л’Этуаль». «В первую очередь мы ведем переговоры со всеми федеральными компаниями, имеющими возможность развиваться в регионах, – говорит г-н Мете. – Также на роль арендаторов мы будем приглашать определенное количество сильных местных сетевых операторов. Нам необходимо создать портфель арендаторов, которые гарантируют успешную работу – свою, и, соответственно, наших торговых центров».

Между тем, как считают эксперты, компания сильно рискует, избрав в качестве якорного арендатора «Рамстор». «Рамстор» в регионах стал заметно проигрывать, – говорит директор департамента по торговой недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Могила. – У них начались проблемы с менеджментом, и последние магазины, построенные в регионах, стали заметно хуже». Кроме того, как полагает директор отдела торговой недвижимости компании Knight Frank Юлия Дальнова, покупателей могут отпугнуть цены этой сети. «Эти магазины, хотя и предлагают широкий выбор товаров, но они дорогие, а регионы в большинстве своем пока еще не настолько богаты. И когда в этих же городах появятся гипермаркеты-дискаунтеры с дешевыми товарами, «Многофункциональные центры» начнут страдать», – говорит г-жа Дальнова.

Алексей Могила уверен, что компания заведомо совершает ошибку, решив, что торговые центры МФЦ во всех российских городах должны иметь одну концепцию. «К нам уже обращалась компания, которая также хотела строить идентичные объекты во всех городах, и мы их сумели отговорить. В разных регионах разная покупательская способность и разные покупательские предпочтения, – объясняет г-н Могила. – Где-то рынок потребителя сформирован, где-то – нет. И в разных регионах требуется разный состав арендаторов. Либо им следует выбирать под свой формат города с одинаковой ситуацией, либо они не смогут окупиться». Впрочем, как считает Юлия Дальнова, в дальнейшем МФЦ могут отказаться от жесткого подхода и предпочтут адаптировать свои проекты, учитывая местные особенности. По ее словам, девелоперские компании «Парк-хаус» и DVI, также занимающиеся строительством сетевых торгово-развлекательных центров в регионах, меняют как этажность своих зданий, в зависимости от наличия свободных земельных участков, так и наполнение арендаторами в зависимости от специфики города.

С другой стороны, полагает Юлия Дальнова, жесткая концепция несет в себе и очевидные плюсы. «Такой подход дает возможность подписывать сетевые договоренности с компаниями, которые пойдут за ними из проекта в проект. И даже если проект расположен в спорном месте, компании все равно идут на соглашения, понимая, что им в этом проекте работать и дальше, – уверена она. – Кроме того, администрации города по-другому воспринимают девелопера с историей и идут навстречу. Также это позволит существенно сэкономить на PR-компании: можно один раз придумать дизайн, название, особенности интерьера, маркетинговый ход и больше на это деньги не тратить. Центры с отработанной концепцией меньше «болеют» проблемами с управлением».

Источник: Источник: RBC Daily

Читайте также



Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Челябинск

Алмаз Алмаз

Площадь: 6-10 кв.м.

Аренда, Москва и область

Мещерин Мещерин

Площадь: от 60 кв.м.

Арендная ставка: 24661 руб. кв.м./год

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 15 кв.м.

Арендная ставка: 7000 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Триумфальный Триумфальный

Площадь: 42-92 кв.м.

Арендная ставка: от 12000 руб. кв.м./год