Детский страйк

Детский страйк

На рынок развлечений для детей пришли игроки из смежных сегментов – боулинга и девелопмента. Они борются со «старожилами» за детское внимание и площадки в торговых центрах.

В детских игротеках, разместившихся в торговых центрах, накаляются страсти. Известные боулинг-сети «Космик» и «Планета боулинг» вкладывают по $35 млн в семейные развлекательные комплексы, намереваясь постепенно вытеснить небольшие «детские» центры.

В конце февраля сеть «Космик» объявила, что помимо боулинга собирается развивать бильярдное, ресторанное и детское развлекательные направления. Только в 2007 году крупноформатных комплексов (площадью 3–5 тыс. кв. м, из которых от 700 до 1,5 тыс. кв. м займут детские развлекательные зоны) будет открыто семь, в том числе четыре в Москве. А в течение последующих трех лет в активе компании ежегодно будет появляться не менее десяти центров в городах с населением от 300 тыс. человек. Владимир Анненков, владелец и президент сети боулинг-центров «Космик» (также владеет сетью салонов связи «Беталинк») полагает, что эта стратегия позволит компании занять до 30% российского рынка развлекательных услуг в торговых центрах. Об аналогичных планах в середине 2006 года заявлял и конкурент «Космика» – «Планета боулинг».

Многопрофильные комплексы площадью 3–10 тыс. кв. м смогут получить более выгодные условия аренды по сравнению с самостоятельными детскими сетями, у которых площадь точек не превышает 2,5 тыс. кв. м.

Новые игроки присматриваются не только к торговым центрам, но и к жилым и коммерческим помещениям в спальных районах. Вложить $100 млн в оснащение новых жилых массивов крупными детскими центрами «Взрослых.net» собирается девелоперская компания МИАН. Площадь первого объекта, который откроется в этом году в Солнцеве, составит 3,5 тыс. кв. м. Всего до 2010 года компания собирается открыть около десяти таких центров.

Теперь, когда на растущий рынок обратили внимание боулинг-центры и девелоперы, «детским» сетям приходится срочно подыскивать партнеров и диверсифицировать бизнес.

Большой аппетит
Первый сетевой игрок на рынке детских развлечений появился в 2001 году. Два гражданина США, Александр Кацман и Геннадий Фурман, открыли Star Galaxy в торговом комплексе «Крокус-сити». Несколько лет проект существовал в одиночестве – детские сети Gamezona, Crazy Park и «Игромакс» принялись осваивать рынок лишь к 2004 году. Сейчас на долю этих четырех игроков, по данным Сергея Евтеева, вице-президента компании «Карусель. Восток и Запад», поставляющей аттракционы для развлекательных центров, приходится около 80% всех детских игротек в ТЦ. Сам российский рынок детских развлекательных центров, по оценкам Crazy Park, всего $350–400 млн, но насыщен менее чем на четверть и растет на 15–20% в год.

Правда, вкусить плоды этого роста смогут далеко не все владельцы сетей. Об увеличении инвестиций в расширение – в размере от $10 млн до $25 млн – в прошлом году заявили все четыре лидера, однако такой рост, учитывая наступление со стороны семейных форматов, вряд ли возможен без партнерства с компаниями из смежных сегментов: сетями кинотеатров и девелоперами.

Больше всех в поиске партнеров преуспела компания «Плэжа машин» (управляет центрами Gamezona в ТЦ и кинотеатрах) Николая Ильина. Ей единственной из крупных развлекательных центров удалось найти партнера среди девелоперов – петербургский «Адамант». Соглашение позволяет Ильину создавать объекты Gamezona в каждом новом торговом комплексе «Адаманта» (в 2007-м девелопер планирует завершить строительство шести центров в Петербурге), пользуясь более выгодными арендными ставками, чем среднерыночные. Стабильно растущая Star Galaxy – первопроходец и лидер рынка – также сосредоточилась на развитии за пределами Москвы (в частности, в Петербурге, Тюмени и Уфе). В планах компании на 2007 год – строительство восьми крупных центров и около десяти заведений мини-формата (400–600 кв. м).

«Премьер парк», развивающий сеть Crazy Park и принадлежащий бывшему топ-менеджеру «Альфа-групп» и «Интерроса» Евгению Малыгину, пошел другим путем. В конце прошлого года стало известно, что в развитие сети не менее $15 млн (точная сумма не раскрывается) вложат фонд Russia New Growth, созданный на деньги «Тройки Диалог», ЕБРР и сингапурской Temasek (владеет 50% акций). Как сообщила СФ директор по маркетингу Crazy Park Анна Золина, до конца 2007 года компания планирует увеличить количество развлекательных центров с 15 до 26.

Пожалуй, хуже всех складываются дела у «Игромакса». Сеть, как и остальные три лидера, размещает свои центры на арендованных площадях, но у нее пока не получается договориться с девелоперами о выгодных арендных ставках. Поэтому на место первого «Игромакса» в «Вейпарке» скоро придет «Космик» со своим укрупненным форматом. «В ТЦ „Европейский” у Киевского вокзала „Игромакс” вообще встал на заведомо убыточную арендную ставку»,– удивляется Александр Сорокин, президент «Планеты развлечений» (бывшая «Планета боулинг»). По данным участников рынка, за место в популярном торговом центре «Игромакс» согласился платить девелоперу $400 за 1 кв. м в год, хотя среднерыночная ставка для детского развлекательного блока составляет $200 за 1 кв. м в год.

Игры по-взрослому
Новые конкуренты детских центров – клубы для любителей «покатать шары» – появились на российском рынке еще в конце 1990-х годов. С развитием торговой недвижимости в начале 2000-х годов боулинг-центры принялись активно расширяться, и теперь с ужесточением конкуренции за площадки в торговых центрах стремятся предоставлять весь комплекс развлекательных услуг, включая и детские. Неоспоримым преимуществом боулинг-клубов является рентабельность, которая в полтора раза выше, чем у детских зон (35% и 20% соответственно). Львиную долю выручки (в среднем она составляет $20–35 млн в год против $15–18 млн у детских центров) боулингу приносит бар, которого в детском центре нет.

Сильная сторона детских развлекательных центров – сформировавшийся стабильный поток лояльных клиентов, которые, по статистике Crazy Park, составляют 60% посетителей. Очевидно, первый раунд борьбы между традиционными детскими центрами и боулинг-клубами, наступающими на их территорию, произойдет за оставшиеся 40%. На рекламу четверка детских сетей тратит в среднем до 10% выручки – столько же, сколько и центры семейных развлечений. Однако, поскольку боулинг-клубы зарабатывают больше, они могут позволить себе более солидные рекламные бюджеты: инвестиции в продвижение того же «Космика» в 2007 году составят $2 млн, тогда как у детских центров они не превышают $1,5 млн.

Компенсировать отставание в инвестиционной гонке от боулинг-сетей и девелоперов четверка детских развлекательных компаний намерена расширением комплекса дополнительных услуг: предоставлением залов и сервиса для семейных и корпоративных праздников, даже семинаров и конференций, правда, на имеющихся площадях. Обновляется и набор развлечений: например, в Crazy Park уже есть и боулинг, и кинотеатр – только детские.

Судя по прогнозам участников рынка, у традиционных операторов детских развлечений впереди еще есть два-три года без острой конкуренции за потребителя. Крупные проекты боулинг-сетей пока большей частью ориентированы на регионы – там существует возможность занять наиболее выгодные участки. А вот потом начнется битва за Москву, которая повлечет череду слияний и поглощений. Немаловажную роль в этот момент сыграет наличие зарубежного партнера с опытом и новыми технологиями. Но преуспели в поиске таких партнеров опять же новые игроки – например, концепция игротеки новых развлекательных центров «Космика» разработана совместно с американской Trifecta Management. Так что дополнительные услуги, которые начинают предоставлять традиционные детские центры, могут оказаться весьма дальновидным ходом и через пару-тройку лет превратиться в основные.

Star Galaxy
Первый и до сих пор самый крупный сетевой проект в России, созданный гражданами США по образцу американских семейных развлекательных центров.

Площадь центров в 2005 году:* 11 тыс. кв. м
Площадь центров в 2006 году:* 25 тыс. кв. м
Стратегия: упор на развитие массового сегмента, снижение издержек за счет масштаба.
Тактика: в 2001 году управляющая компания Dialog International первой на российском рынке открыла семейный игровой комплекс на территории торгового центра и продолжает придерживаться этого формата. По количеству развлекательных комплексов в Москве компания до сих пор опережает все остальные сети. Площади московских комплексов Star Galaxy начинаются от 1500 кв. м, в других городах (Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде и Петербурге) – от 700 кв. м.
Проблемы: ставка на потребителя с низким доходом не позволяет закупать дорогое оборудование, для снижения себестоимости осуществляется ротация игровых аппаратов: устаревающие московские аттракционы служат в региональных центрах. Остро стоит вопрос привлечения инвестиций для дальнейшего развития.
Результат: с 2001 года – лидер российского рынка семейных развлекательных центров.
Новые цели: в планах компании – строительство сети крытых развлекательных парков вне торговых центров площадью свыше 15 тыс. кв. м, завоевание лидерства в регионах.


Сrazy Park
Брэнд создан в 2004 году выходцем из «Альфа-групп» Евгением Малыгиным. В конце 2006 года 50% акций купил фонд Russia New Growth.

Площадь центров в 2005 году:* 7,5 тыс. кв. м
Площадь центров в 2006 году:* 22,5 тыс. кв. м
Стратегия: предоставление более широкого по сравнению с конкурентами ассортимента развлечений для детей до 12 лет.
Тактика: самая «молодая» сеть семейных развлечений начала завоевание рынка с развития в российских регионах (первый игровой комплекс Crazy Park площадью 2000 кв. м был открыт в торговом центре в Самаре). Однако с момента запуска целью основателей было завоевание лидерства за как можно более короткий срок. Сегодня сеть с оборотом $18 млн лишь немногим уступает по количеству открытых в Москве центров лидеру Star Galaxy, а по площадям в регионах стремительно обогнала конкурентов.
Проблемы: недостаточно сильные позиции в Москве и Санкт-Петербурге, низкая рентабельность из-за поддержания единой ценовой политики и ассортимента оборудования (включая детский боулинг и кинотеатр) во всех городах.
Результат: стабильный поток клиентов (среднее количество посетителей в каждом центре – 30–40 тыс. чел. в месяц). Под развитие сети Crazy Park получено финансирование от Газпромбанка на льготных условиях (объем кредита не раскрывается).
Новые цели: расширение целевой аудитории за счет подростков и молодежи.

«Игромакс»
Развлекательные центры «Игромакс», предназначенные для всех членов семьи, принадлежат компании «Планета развлечений».

Площадь центров в 2005 году:* 5 тыс. кв. м
Площадь центров в 2006 году:* 9 тыс. кв. м
Стратегия: развитие комплекса дополнительных услуг, в том числе для корпоративных клиентов.
Тактика: концептуально наиболее широкий охват целевой аудитории в рамках одного центра. Сеть представлена в трех различных форматах: для городов-миллионников (от 2000 кв. м), для крупных региональных городов (от 1500 кв. м), мини-формат (используется, чтобы расширить присутствие,– 350–500 кв. м). Практически единственный из сетевых проектов, включающих в целевую аудиторию не только детей и тинейджеров, но и молодежь. Помимо собственно развлекательного бизнеса компания занимается поставками игрового оборудования, что позволяет ей чаще обновлять оборудование в своей сети.
Проблемы: существенно уступает конкурентам по количеству открытых центров и темпу роста.
Результат: уверенно держится в четверке крупнейших сетевых игроков на московском рынке развлекательных комплексов в торговых центрах.
Новые цели: поиск партнеров для более выгодных условий размещения в ТЦ среди операторов смежного развлекательного сегмента (кинотеатры), планируется развитие консалтинга и франчайзинга, массированные рекламные кампании федерального масштаба.

Gamezona
ЗАО «Плэжа машин», развивавшее с 2003 года развлекательный бизнес на имевшихся у учредителей арендованных помещениях в кинотеатрах, стала серьезным игроком и на площадках в ТЦ.

Площадь центров в 2005 году:** 2,8 тыс. кв. м
Площадь центров в 2006 году:** 8 тыс. кв. м
Стратегия: устойчивость за счет работы в двух сегментах: кинотеатрах и торговых центрах.
Тактика: сетевой оператор Gamezona сегодня располагает самым большим количеством развлекательных зон практически во всех российских регионах. Однако площадь большинства из них не превышает 400 кв. м, и концепция ориентирована в основном на подростков, посещающих кинотеатры. Охват двух различных сегментов (кинотеатры и торговые центры) позволяет избежать сезонных колебаний выручки и наладить стабильные партнерские отношения с киносетями. Дополнительную прибыль приносит сдача в аренду игрового оборудования.
Проблемы: брэнд в глазах потребителя ассоциируется с игровыми площадками при кинотеатрах. Слабые позиции в Москве.
Результат: ежегодное удвоение выручки, прочные партнерские отношения с рядом девелоперов (например, питерской УК «Адамант») и большинством крупных сетей кинотеатров.
Новые цели: сохранение темпов роста выручки, увеличение средней площади игровых зон, полное обновление линейки аттракционов.


* Данные компании

** Данные компании; без учета небольших центров в помещениях кинотеатров

Источник: Источник: журнал "Секрет фирмы"

Читайте также

28 Июня 2017
L'Oreal продает The Body Shop L'Oreal продает The Body Shop
Покупателем всемирно известного бренда выступает бразильский производитель косметики Natura Cosmeticos SA.


Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 15 кв.м.

Арендная ставка: 7000 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Опарк Опарк

Площадь: 30-130 кв.м.

Арендная ставка: 36000 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Триумфальный Триумфальный

Площадь: 42-92 кв.м.

Арендная ставка: от 12000 руб. кв.м./год