Кто пойдет за Zara

Как уже сообщалось один из крупнейших в Европе производителей молодежной одежды испанская Inditex Group стала российский ритейлером. Компания выкупила у финской Stockmann сеть магазинов Zara, которую та развивала по франшизе Inditex.

На рынке заговорили о том, что выкуп западными компаниямивладельцами брэндов бизнеса своих российских франчайзи может приобрести массовый характер.

До этой недели Россия оставалась одной из двух стран в мире, где магазинами Zara управлял франчайзи Inditex Group, а не она сама (в 55 странах, за исключением России и Финляндии, где сеть также развивает Stockmann, Inditex управляет магазинами самостоятельно).

В Москве Inditex прописалась как минимум на четыре года раньше запланированного срока: франчайзинговый договор на Россию между испанской компанией и Stockmann истекал только в 2010 году. Это обстоятельство позволило некоторым экспертам найти скандальный аспект в действиях испанской компании.

Очевидно, что у испанцев были основания быть недовольными. Развитие марки было недостаточно агрессивным. В Европе Zara редко открывается в торгцентрах, преимущественно в собственных магазинах на самых модных улицах. В исполнении Stockmann все оказалось иначе: финны пошли по торгцентрам, единственным магазином, достойным Zara, был на Тверской, 4, говорит директор по маркетингу компании Номенар (сети S. Oliver и Zolla) Алексей Волков.

Но сами ритейлеры утверждают, что никакой скандальной подоплеки в сделке нет. Региональный директор Stockmann Петри Анттила говорит, что у испанцев были другие причины поторопиться.

Inditex все устраивало. Компания хотела открыть магазин на Тверской он есть. Сейчас в Zara входит шесть магазинов, вскоре откроются два, в том числе один площадью 800 кв. м в ГУМе, говорит он.

По словам менеджера по коммуникациям Inditex Хесуса Эчеварры, самостоятельное развитие открывает для компании более широкие возможности.

Все свои брэнды испанцы в одни руки отдавать не хотели. Но так бы пришлось работать с тремя-пятью разными партнерами. При самостоятельном же развитии они могут завести в Россию всю линейку, поясняет Анттила.

По его словам, в 2006 году в Москве откроются магазины марок Massimo Dutti и Bershka, принадлежащих Inditex. Эчеварра подтвердил планы вывода на рынок новых брэндов.

Это не первый случай, когда владелец всемирно известной марки выкупает бизнес у своего российского франчайзи. В 2005 году канадский производитель обуви Bata выкупил за 850 тыс. евро компанию Al Miro, владевшую эксклюзивными правами на открытие магазинов Bata в России.

Самостоятельный выход Bata на рынок позволит убрать 30-процентную розничную наценку, которую устанавливал франчайзи, что позволит привести цены в российских магазинах к уровню цен в европейских магазинах сети, говорили тогда представители Bata.

Однако если сделку Bata и Al Miro на рынке сочли частным случаем, то приход Inditex участники рынка расценили как начало тенденции на отказ западных одежных брэндов от продвижения в России с помощью франчайзинга.

То, что сделала испанская компания закономерно. Благодаря Stockmann, ее брэнд стал в России хорошо известен, марка показывает хорошие продажи рынок подготовлен. А продавать свою продукцию самому выгодней ни с кем делиться не надо, вся розничная наценка остается компании, говорит Константин Сахаров, исполнительный директор по торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.

По оценкам Алексея Волкова, розничная наценка на одежном рынке в зависимости от сегмента составляет 5100%. Я бы на месте владельцев брэндов так бы и поступала, говорит гендиректор компании АБМ Холдинг Светлана Куприянова. Выходя на рынок через франчайзинг-партнера, владельцы брэндов тестируют рынок рискуют за чужой счет. А когда рынок подготовлен можно и самому выходить.

Некоторые эксперты вспоминают, что отношения западных компаний и их российских партнеров не всегда складываются гладко.

По словам гендиректора Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Марии Сморчковой, несколько лет назад французская компания DIM в одностороннем порядке расторгла отношения со своим официальным дистрибутором ВИГО люкс, управлявшим десятью магазинами DIM в Москве. Компания была поставлена на грань банкротства.

На сегодняшний день в Москве работают три крупные компании, активно развивающие франчайзинговые одежные брэнды: Русская торговая группа (магазины Morgan, BHs, C&A и др.), Интерспорт (Stradivarius, Killer Loop и др.) и Джамилько (Chevignon, Guess?, Naf Naf и др.).

В последнее время к этому списку присоединились компании АБМ Холдинг (в 2005 году купила франшизу на развитие сети French Connection) и Монэкс трейдинг (марки Next и Topshop). По словам представителей этих компаний, их западные партнеры пока не собираются выкупать их бизнес.

Правда, на случай потери того или иного брэнда компании подстраховываются, заключая договор сразу с несколькими компаниями. Например Stockmann, по словам Петри Анттилы, после Zara продолжит развивать сеть собственных универмагов и магазины по франшизе датской компании Bestseller (марки Veromoda, Jack & Jones и др.).

Но многие эксперты убеждены, что опасения того, что западные компании в массовом порядке придут в Россию сами, преждевременны.

У Zara такая концепция: развивать магазины самостоятельно. Такой сценарий был предсказуем. Но другим-то зачем так поступать? Mango, например, везде развивается исключительно по франчайзингу. Зачем ей выкуп? И таких компаний немало. С одной стороны, компания может больше зарабатывать. Но и тратить она станет больше. Без учета стоимости аренды управление модным магазином обходится в $11,5 млн в год плюс $7001 млн на ремонт, говорит глава представительства Benetton Group Андрей Григорьев.

С ним соглашается Алексей Волков из Номенара: Zara не показатель. Зачем рвать с крупными местными франчайзи из большой тройки, если они профессионально занимаются торговым бизнесом много лет, знают рынок и их темпы устраивают владельцев марки? У всех франчайзинговых сетей примерно один план: десять магазинов в Москве, восемь в Петербурге, по три в Казани и Екатеринбурге и по одному в городах-миллионниках. Иностранцу, если он придет и начнет открывать сам, такую географию не осилить.

Источник: Автор: Сергей Канунников, Мария Шарапова Источник: Бизнес

Читайте также



Добавить

Предложения торговых площадей

Аренда, Москва и область

Мещерин Мещерин

Площадь: от 60 кв.м.

Арендная ставка: 24661 руб. кв.м./год

Аренда, Москва и область

Триумфальный Триумфальный

Площадь: 42-92 кв.м.

Арендная ставка: от 12000 руб. кв.м./год

Аренда, Челябинск

Алмаз Алмаз

Площадь: 6-10 кв.м.

Аренда, Зеленоград

Савелки Савелки

Площадь: от 15 кв.м.

Арендная ставка: 7000 руб. кв.м./год