Итоги рынка торговой недвижимости Москвы в 2012 году

Аналитика:

Предложение.

В 2012 г. объем предложения пополнился десятью торговыми объектами, общей площадью 316 704 кв.м, что на 8% меньше, чем в 2011 году (349 000 кв.м). До конца 2012 года в соответствие с заявленными планами можно ожидать ввод в эксплуатацию дополнительно 97 000 кв.м, из которых арендопригодная площадь составляет 53 000 кв.м. В случае реализации всех заявленных проектов общая площадь торговых центров Москвы увеличится на 1,6% и составит 6 322 717 кв.м. В 2012 г. игроки рынка торговой недвижимости проявили повышенный интерес к формату аутлетов. На сегодняшний день в Москве реализуется 4 таких проекта: Outlet Village Belaya Dacha, Outlet Village Kievsky, Fashion House Moscow и БрендСити.

Темпы ввода в эксплуатацию торговой недвижимости в Москве в 2012 г. не являлись достаточными для удовлетворения существующего спроса на качественные торговые объекты в Москве со стороны сетевого ритейла. В результате многие операторы сделали фокус на открытие новых торговых точек в городах Подмосковья и других регионах. Согласно официальным планам девелоперов, в 2013 г. ситуация в Москве должна измениться. Прогнозируемый объем ввода новых объектов в столице на следующий год - 1 127 000 кв.м (ТЦ «Гудзо», аутлет Fashion House Moscow, River Mall, МЦ и т.д.). Если все проекты будут реализованы, показатель 2013 г. выйдет на уровень 2010 г. (1 196 000 кв.м). В этом случае общее количество качественных торговых площадей в Москве составит 7 449 717 кв.м.

Спрос.

На протяжении 2012 года активность игроков рынка торговой недвижимости оставалась на высоком уровне. В связи с ограничением качественных торговых помещений в Москве и высокого уровня конкуренции некоторые ритейлеры вынуждены были сменить фокус своего развития в столице с торговых центров на помещения формата street retail.

В Подмосковье по-прежнему приоритет отдается сегменту торговых центров. Другие сетевые операторы продолжили открывать новые торговые точки в Подмосковье («Детский мир», Связной, «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» и т.д.), строить торговые объекты самостоятельно («Магнит», «Globus»), пробовать новые форматы торговли (Компания 36,6,ОТП Банк, Metro Group, Магнит и т.д.), осваивать региональные рынки (Kira Plastinina, Эльдорадо, Буду мамой и т.д.).

В частности сетевых ритейлеров интересуют малые города с населением от 300 тыс. человек и города с развитой нефтегазовой отраслью с населением от 60 тыс. человек. Рост конкуренции и усиление онлайн-торговли заставляет игроков рынка корректировать маркетинговые стратегии и использовать новые инструменты привлечения потенциальных клиентов, например, social media. По мнению консультантов ASTERA, именно покупательский спрос будет определять динамику развития рынка торговой недвижимости Москвы и регионов России в ближайшие 2-3 года.

Наиболее активно в течение года развивались следующие группы арендаторов: одежда и обувь, детские товары, аптеки, магазины электроники, мебельные магазины. Продолжили развитие российские банковские структуры, продуктовые сети (как сетевые операторы, так и магазины шаговой доступности). Одним из самых активных игроков на рынке по-прежнему остается сегмент предприятий общественного питания.

Источник: Astera
www.asteragroup.ru

Читайте также