Итоги первого полугодия 2011 года на рынке FMCG

Аналитика:

Основные тенденции рынка в I полугодии 2011 года

Сделка «Седьмой континент»: «Мосмарт»

В 2011 году продолжилось активное развитие ситуации вокруг активов торговой сети "Мосмарт". До 1 февраля 2010 года операционной компанией сети "Мосмарт" оставалась компания "Инвестиции и ресурсы", с февраля всеми нереализованными активами сети должен был начать управление менеджмент сети "Седьмой континент". Однако сделка была закрыта только в конце марта 2011 года, в результате чего 5 объектов торговой сети "Мосмарт" (4 в Москве и 1 в Московской области), а также долговые обязательства в размере 12,8 млрд. долл. перешли Александру Занадворову, владельцу ОАО "Седьмой континент". При этом сумма сделки составила всего 1 тыс. долл., то есть фактически сеть была передана за долги.

Сделка «Дикси»: «Виктория»

Другим важным событием стало приобретение 20 июня 2011 года ГК "Дикси" 100% активов ГК "Виктория". Общая стоимость сделки составла 25,6 млрд. руб. без учета существующей долговой нагрузки Группы компаний "Виктория", и будет оплачена денежными средствами и частично акциями ОАО "Дикси Групп". Напомним, что для финансирования сделки сеть "Дикси" привлекла кредит банка UniCredit в размере 4,5 млрд. руб. (160 млн. долл.) и провела дополнительную эмиссию акций с преимущественным правом для существующих акционеров. А 2 июня 2011 года, для совершения покупки сети "Виктория" ГК "Дикси" разместила 38 750 000 обыкновенных именных бездокументарных акций дополнительной эмиссии. Большая часть размещения была оплачена денежными средствами.

Акционеры "Дикси" выкупили по преимущественному праву 84,5% акций допэмиссии - 32,766 млн. акций. Крупнейшим инвестором выступил холдинг "Меркурий", выкупивший 63,4% допэмиссии или 24,558 млн. новых акций. Еще 16,341 млн. "новых" акций приобрели акционеры группы "Виктория", путем обмена бумаг. Кроме того, около 4,8% допэмиссии - 5,983 млн. бумаг  приобрела группа "ВТБ Капитал", заплатив за это 2,34 млрд. руб. После допэмиссии акционерам "Виктории" принадлежит около 13% объединенной компании, хотя ранее предполагалось, что их доля составит около 15%, а контрольный пакет акций "Дикси" останется у компании "Меркурий". Акции из дополнительной эмиссии торгуются на РТС с 16 июня 2011 года и будут торговаться на ММВБ ориентировочно с 30 июня 2011 года наравне с акциями предыдущих выпусков.

В июне 2011 года по 17 крупнейшим сетям произошло увеличение торговых площадей на 97 тыс. кв. м. Рост площадей был обеспечен открытиями гипермаркетов "Магнит", "Аллея" (ООО "Дуплет"), Prisma, супермаркетов Виктория, Планета-Холидей, Мария-Ра, Фреш (ТД Мега-Дон, ООО), Лайм, и т.д., магазинов формата "дискаунтер" и "магазин у дома" - "Холди", "Кора", "Мария-Ра", "Монетка", "Виктория-квартал" и др. Динамика ежемесячного прироста площадей по 90 крупнейшим сетям приведена на диаграмме.

Ребрендинг ряда сетей

В 2011 году ритейлеры продолжают работу по ребрендингу и переформатированию магазинов с целью оптимизации бизнеса. Так с января 2011 года торговая сеть "Утконос" по данным представителей компании занимается переформатированием магазинов сети, в связи с чем, с начала года было закрыто более 60 магазинов. Также, в 2011 году продолжила реорганизацию сети компания ТД "Мега-Дон" (Ростовская область), в связи с чем, с начала года было закрыто 8 магазинов сети. По данным представителей компании, сеть планирует развитие новых форматов и брендов параметры и характеристики которых пока не раскрываются. Кроме того, по программе ребрендинга активно закрываются магазины "Копейка" (за январь-июнь 2011 годабыло ребрендировано 270 магазинов "Копейка" в дискаунтеры "Пятерочка" и 1 супермаркет "Перекресток") торговой сетью X5 Retail Group, часть которых уже переведена в дискаунтеры "Пятерочка" и "Пятерочка+" (в тех регионах, где присутствуют франчайзинговые партнеры компании).

В апреле 2011 года исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев сообщил, что ребрендинг сети "Копейка" планируется завершить до конца 2011 года. По итогам I полугодия 2011 года было ребрендировано 270 магазинов сети из 660, открытых на начало 2011 года. В том числе, к июню 2011 года было ребрендировано 35 магазинов "Копейка" в Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске, Балаково и других городах Поволжья. Под брендом "Копейка", но по торговым стандартам Х5 Retail Group, продолжат работать только 5 магазинов в Ульяновске и Димировграде, где под брендом "Пятерочка" развивает магазины франчайзи-партнер сети "Дворцовый ряд-МС". Все магазины за пределами Центрального региона по итогам I полугодия 2011 года были ребрендированны, что способствовало удвоению числа дискаунтеров в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Средне-Волжском регионах.

Источник: INFOLine
infoline.spb.ru

Читайте также