Торговая недвижимость Петербурга. I квартал 2014

Аналитика:
Основные тенденции 

Внешнеполитическая и экономическая ситуация в 1 кв. оказала влияние на темпы развития рынка, принимаемые решения и сроки заключения договоров некоторых арендаторов/покупателей. Одним из новых существенных условий в долгосрочных договорах аренды стал измененный порядок расчета арендных платежей. Теперь, по желанию собственника, арендная ставка выражается не в рублях, а в долларах, евро или условных единицах, привязанных к бивалютной корзине. При этом, зачастую, для ограничения колебаний валютного рынка, устанавливается валютный коридор, что хоть отчасти страхует клиента от значительных колебаний арендной ставки. 

Арендаторы крайне неохотно соглашаются на подобное условие, однако по наиболее ликвидным объектам оно является обязательным требованием собственников. Крупные сети различных профилей продолжают оптимизировать портфель арендуемых площадей исходя из их рентабельности, предпочитая расторгать невыгодные договора аренды в случае невозможности пересмотра арендной ставки. Арендаторы и покупатели, широко представленные в Санкт-Петербурге, активно рассматривают застраивающиеся пригороды и окраины города, такие как Шушары, Колпино, Парнас и др. При этом их интересуют как строящиеся объекты, так и введенные в эксплуатацию. 

Наиболее активными клиентами в 1 кв. продолжали оставаться общепиты – рестораны, бистро, столовые, в меньшей степени пабы, а также продуктовые магазины (в формате «у дома», универсамы и супермаркеты) и банки (офисы 80-150 кв.м и отделения от 350 кв.м). Активным спросом пользовались помещения стоимостью до 60 млн руб. Однако в 1 кв. спрос превышал предложение подобных объектов. Покупателями выступали конечные потребители и местные инвесторы. 

Набирает популярность система расчета арендной ставки, основанная на процентах от товарооборота. Возросло количество собственников в street retail, оплачивающих комиссионное вознаграждение брокерам и понимающих, что оплата услуг собственником гарантирует сокращение сроков реализации объектов, широкий выбор арендаторов и, как результат, быструю прибыль.

Торговые центры, введенные в эксплуатацию в 1 кв. 2014 года 

В 1 кв. 2014 года в Санкт-Петербурге введен в эксплуатацию многофункциональный торговый комплекс «Торговый Двор» (блок А) арендопригодной площадью 15 900 кв.м. В результате, общая арендопригодная площадь в торговых комплексах Петербурга достигла 3 097,6 тыс. кв.м. При этом срок сдачи заявленного к вводу в 1 квартале торгового центра «Монпансье» в Приморском районе перенесен на 2 квартал 2014 года. Показатель обеспеченности населения качественными торговыми площадями на конец 1 кв. достиг 604 кв.м на 1 000 жителей Петербурга. Наибольшие значения показателя отмечены в Приморском, Московском и Выборгском районах. 

До конца 2014 г. заявлено к вводу в эксплуатацию 172 тыс. кв.м торговых площадей в рамках 10 проектов. С учетом уже введенных в отчетном квартале площадей общая арендопригодная площадь торговых центров Санкт-Петербурга увеличится на 6,1% и составит около 3 270 тыс. кв.м. При этом уровень обеспеченности торговыми площадями сможет достигнуть отметки в 637 кв.м на 1 000 жителей. 

Наиболее крупный торговый центр, заявленный к вводу в 2014 году – «Европолис» (GLA 60 000 кв.м), расположенный в Выборгском районе, являющемся одним из лидеров среди районов по обеспеченности торговыми площадями в Санкт-Петербурге. Также в 2014 году заявлен к вводу первый торговый центр в формате «аутлет» – «Fashion House Outlet», расположенный в Красносельском районе. Арендопригодная площадь торгового центра составляет 20 260 кв.м.

Спрос

В 1 кв. 2014 года активными участниками рынка коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга стали компании с четко сформированными в конце 2013 года планами развития. Неопределенная экономическая ситуация, связанная с изменением внешнеполитической обстановки, колебаниями курсов валют, сокращением роста розничного рынка на 5,6%, привела к общему замедлению потребительской активности, отмеченному ритейлерами, рестораторами и автодилерами. Это отразилось также и на банковском рынке, где был отмечен рост ипотечного кредитования на фоне снижения потребительских и автокредитов. Данную тенденцию отметили такие банки как банк «Санкт- Петербург», «ВТБ 24», «Альфа-Банк» и Сбербанк. Наиболее активно в 1 кв. развивались операторы общественного питания и продуктовые сети


Источник: Astera
www.asteragroup.ru

Читайте также