Обзор рынка торговой недвижимости России. 2 квартал 2009 года
Аналитика:
-
Потребители
По данным компании AC Nielsen, индекс потребительской уверенности впервые с начала кризиса вырос на 7 б.п. в мае (с 75 до 82 в марте). Тем не менее, рост безработицы и снижение доходов население привели к снижению потребительского спроса.
Россияне продолжают экономить на покупках. Количество респондентов, считающих нецелесообразным совершение крупных покупок в ближайшие 12 месяцев, выросло с 73% в марте до 78% в мае. Неудивительно, что покупка новой мебели и ремонт квартир стали менее популярными, а 64% россиян скорректировали свои планы на отпуск.
Арендаторы
Международные розничные сети продолжают свое развитие в России. Первый гипермаркет Карфур был открыт в июне в ТРЦ Филион. В планах розничного оператора открыть еще два магазина в Краснодаре и Липецке, а также запустить производство товаров под собственной торговой маркой до конца этого года.
Ашан собирается открыть девять гипермаркетов в Москве и регионах (Омске, Самаре, Ростове на Дону, Калуге и Новосибирске) в 2009−2010 гг. и выйти в новый для себя регион – Татарстан. Касторама планирует запустить семь гипермаркетов в Московской области.
Wal -Mart продолжает проявлять интерес к российскому рынку. Скорее всего, ритейлер выйдет на рынок путем приобретения локальной сети.Новые международные ритейлеры продолжают приходить на российский рынок. У британского Debenhams появится второй шанс открыть два универмага путем франчайзинга – в ТЦ Молл Россия и МФЦ Саммит (реконструируемая гостиница Минск). В то же время,
из-за бюрократических проблем с региональными властями в Омске и Самаре ИКЕА сократила свои планы по развитию.Российские розничные операторы
по-разному реагируют на изменения, происходящие на рынке. X5 Retail Group планирует увеличить количество своих дискаунтеров «Пятерочка». А розничный оператор электроники Мир закрыл нерентабельные магазины в отдельных регионах и решил приостановить свое дальнейшее развитие.Спрос со стороны розничных операторов на торговые площади Небольшие ритейлеры, для которых обычно устанавливались самые высокие плата за вход и арендная ставка, сейчас получили хорошую возможность открыть свой магазин в ТЦ или в торговом коридоре, что им было не доступно до кризиса. Кроме того, ритейлеры могут получить скидки на аренду площадей в новых ТЦ на первые два года. Вместе с тем, спрос на аренду помещений со стороны ритейлеров начал восстанавливаться во 2 кв. 2009 г.
Самыми активными арендаторами в этот период стали операторы, работающие в сегментах одежды и косметики. В связи с тем, что примерно 43% арендаторов торговых галерей московских ТЦ представлены розничными операторами одежды и еще 7% — ритейлерами товаров для здоровья и красоты, мы ожидаем, что спрос на помещения в торговых галереях останется относительно стабильным.
Источник: Jones Lang LaSalle
www.jll.ru