Рынок торговой недвижимости Москвы: итоги 2009 года
Аналитика:
Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2009 г. снизился, по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. и составил 2 502,3 млрд.руб. Согласно официальным статистическим данным, в 2009 г. наблюдалась динамика увеличения доли продовольственных товаров в структуре розничного оборота.
На конец года, в соответствии с оперативными данными, доля продовольственного сегмента составила 51%. Оборот розничной торговли продовольственными товарами по всем формам их торговли составил 1254,4 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 101,9% больше показателя 2008 г. Оборот общественного питания составил 115,7 млрд. руб., т.е. снизился против объема предшествующего года в сопоставимых ценах до 96,7% (2008 г. - 108,6%).
На фоне продолжающегося падения платежеспособного спроса, все чаще наиболее востребованными арендаторами ТЦ становятся магазины, работающие в ценовом сегменте «нижний средний» (оборот которых сохраняется стабильным за счет низкого чека, но возросшего количества покупок).
Основная тенденция 2009 г. – банкротство или реструктуризация неэффективных игроков, соотношение долговой нагрузки и прибыли которых было слишком высоким. Оставшиеся на рынке сети оптимизировали свою деятельность (многие – не без помощи государства и банков с госучастием).
Общее предложение площадей качественных торговых центров1 на рынке Москвы1 на конец 2009 г. достигло 3 428 тыс. кв.м (GLA). Обеспеченность жителей Москвы площадями в качественных торговых центрах составила 326 кв.м GLA/1 000 человек. В 2009 г. введено 978 тыс. кв.м площадей торговых центров (518 тыс. кв.м GLA).
Источник: GVA Sawyer
www.gvasawyer.ru