Рынок street-retail Воронежа. Итоги 2011 года
Аналитика:
Спрос.
В последнее время наметился рост интереса ритейлеров к помещениям, расположенным вдоль основных транспортных магистралей, соединяющих центр города и спальные районы (в первую очередь Московский и Ленинский проспекты, ул. 9 января, ул. 20 лет Октября, проспект Патриотов). В Воронеже практически невозможно купить помещение малой площади в торговом центре, поэтому наиболее востребованными являются помещения street-retail площадью 50-80 кв. м.
Перечень требований со стороны ритейлеров к помещениям формата street-retail стабилен. Ключевую роль по-прежнему играет местоположение по отношению к основным пешеходным и транспортным потокам. К другим пожеланиям относятся расположение на первой линии домов, соотношение общей и торговой площади (обеспечивающее максимальную эффективность бизнеса), размер витрин, наличие прилегающей территории и парковки.
Состояние помещения и объем вложений в ремонт также влияют на принятие решения об аренде/покупке. Перечисленные требования поддерживают имидж ритейлера и делают его объект доступным и востребованным целевой аудиторией, что снижает потенциальные риски ведения бизнеса.
Коммерческие условия.
Так как совокупное предложение помещений на основных торговых коридорах Воронежа ограничено сложившейся застройкой и практически не пополняется, основным фактором, определяющим динамику ставок аренды и цен продажи, является спрос, который, резко сократившись в период кризиса в результате снижения деловой активности, до сих пор еще не вышел на докризисный уровень. С другой стороны, серьезную конкуренцию объектам street-retail составляют качественные помещения в торговых центрах, доступность площадей в которых в силу роста объема предложения в последние годы увеличилась.
В результате воздействия описанных выше факторов аналитики компании ИнвестОценка отмечают снижение популярности объектов street-retail, следствием чего стал рост доли вакантных площадей и корректировка запрашиваемых ставок аренды. В этих условиях собственники стали более гибкими в отношении условий договора с потенциальным арендатором, как в отношении арендной ставки, так и прочих условий (срока, графика индексации и т. п.).
На сегодняшний день в процессе переговоров ставка аренды помещения street-retail может быть снижена до 10–15% от заявленного арендодателем уровня. Наиболее высокие арендные ставки традиционно запрашиваются на объекты стрит-ритейла на основных торговых коридорах Воронежа в первую очередь: проспект Революции, ул. Плехановская, ул. Кольцовская, ул. Кирова, ул. Пушкинская, Московский проспект, Ленинский проспект.
Общие выводы и прогнозы.
Несмотря на появление в Воронеже большого количества профессиональных торговых центров, сегмент street-retail по-прежнему можно считать перспективным. Многие операторы розничной торговли, особенно товаров класса «люкс» и сотовой связи, банки и страховые компании, по-прежнему предпочитают размещать свои магазины и офисы на основных торговых коридорах города, а не в составе торговых центров. Продолжится постепенное обновление исторического центра города путем реконструкции или сноса ветхих зданий.
При этом предложение площадей в «старых» торговых коридорах кардинально расти не будет в связи с отсутствием возможности масштабного нового строительства. По прогнозам аналитиков компании ИнвестОценка, дальнейший рост оборота розничной торговли и экономики города в целом активизирует спрос на помещения формата street-retail.
В результате, сложившийся в настоящее время уровень вакантности может нивелироваться к концу 2012 года до уровня 7- 10%. Возможен и дефицит, в первую очередь, качественного предложения объектов street-retail, рост ставок на которые по итогам 2012 года может составить до 10-15%.
Источник: ИнвестОценка
www.investocenka.ru