Московский ритейл. Итоги 2011 года
Аналитика:
Предложение
Посткризисные тенденции 2008-2009 гг., связанные с задержкой финансирования строительства объектов, и ограничение строительства коммерческой недвижимости в центре столицы создали предпосылки для серьезного дефицита торговых площадей в Москве. Запланированные к вводу на 2011-2012 годы объекты уже не смогут удовлетворить спрос со стороны сетевого ритейла на торговую недвижимость.Многие торговые операторы уже ощутили нехватку площадей, в связи с чем вынуждены изменять свои стратегии. Одни корректируют планы открытия розничных точек, другие строят торговые объекты самостоятельно («Лента», «Магнит»), третьи уходят в формат street retail. Дефицит качественных торговых площадей в Москве и относительно низкий уровень конкуренции на рынке Московской области способствуют развитию торговой недвижимости Подмосковья.
Среди ритейлеров, заявивших о своих планах развития в подмосковных городах: «Азбука вкуса», Castorama, «Обувь России», «Эконика» и др. Компании, не находящие ниши на столичном рынке, увеличивают экспансию в регионах («М-Видео», «Эльдорадо», X5 Retail, «Спортмастер», OSTIN, INCITY, «Обувь России», «Уютерра», «Детский мир» и др.). Наибольшая активность заметна не только в городах миллионниках, но и в городах с населением от 500 000 человек.Спрос
После активного восстановления спроса со стороны ритейлеров в 2010 году, в текущем году они сконцентрировались на прагматических целях повышения дохода с каждой розничной точки.Требования розничных операторов к помещениям повысились по сравнению с докризисным периодом 2008-2009 года. Нестабильность на финансовых рынках с конца лета 2011 г. усилила эту тенденцию. Многие операторы вырабатывают более консервативную стратегию: отказываются от нерентабельных точек и готовят программы по оптимизации арендных затрат на 2012 г.
Ключевые сделки по арендеСреди значимых арендных сделок на топовых торговых коридорах города стоит отметить открытие ресторана Chilis Grill & Bar на Новом Арбате, «Грабли» на Тверской, Diesel на Петровке, Daum & Lalique на Никольской, Tonino Lamborghini Boutique Caffe на ул. Кузнецкий Мост, re:Store на Садово-Спасской, бутиков Sergio Bellini и Gavello на Тверской и Кузнецком мосту соответственно.
Особый интерес у участников рынка проявлялся к главным торговым коридорам столицы, где зафиксированы рекордные за последние два года ставки аренды. Цены продажи помещений street retail, экспонируемые на рынке, завышены. По этой причине большая часть заявок на покупку и на продажу помещений остается неудовлетворенной. В зависимости от локации, качества, визуальности объекта и позиции самого арендодателя на рынке арендная ставка может в разы отличаться от средней и может быть скорректирована в процессе переговоров арендаторов как в сторону уменьшения, так и увеличения.Прогноз на 2012 год
ПредложениеОграничение строительства объектов коммерческой недвижимости в центре
Москвы, отсутствие участков под застройку, а также ситуация нестабильности на
международных финансовых рынках предопределяют низкий объем ввода новых
торговых площадей в Москве. В связи с этим, из 1 млн. кв.м качественных
торговых площадей, заявленных девелоперами к сдаче в 2012 г., свыше 500 тыс.
кв.м будет результатом переноса сроков сдачи объектов с 2011 г. Учитывая, что
многие новые проекты даже не начали строить, по результатам 2012 г. ожидаемый
общий объем нового предложения составит не более 500 тыс. кв.м качественной
торговой недвижимости.
В связи со сложностью процедур согласования строительства в столице,
девелоперам приходится переориентироваться на строительство в Московском
регионе. Среди крупных проектов, запланированных на 2012 год, ожидается
открытие следующих торговых центров: Жук (Жуковский, 45,8 тыс. кв.м), Солнечный
(Солнечногорск, 19 тыс. кв.м), Парк II (Красногорск, 25 тыс. кв.м), Июнь
(Красногорск, 25 тыс. кв.м) и др. Некоторое увеличение объема торговой
недвижимости в Москве станет возможно, в том числе, за счет строительства
малоформатных районных ТЦ и магазинов шаговой доступности. В Московском регионе
увеличение торговых площадей будет возможно за счет проектов комплексной жилой
застройки территорий и размещения торговых помещений формата street
retail на первых этажах жилых домов.
В условиях финансовой нестабильности в 2012 г. многие операторы продолжат
консервативную стратегию развития, отказываясь от нерентабельных торговых точек
и реализовывая программы по оптимизации арендных затрат.
На фоне возросшей конкуренции усилится тенденция развития новых торговых
форматов. Например, METRO Group планируют развивать франчайзинговую сеть
магазинов у дома, Auchan – магазин складского типа «Ашан Авто» и магазины без
кассира «Радуга», Mercury Holding – универмаги под брендом «ЦУМ» в
регионах.
Не имея возможности найти торговые площадки в столице, ритейлеры ориентируются
на развитие в Подмосковье и регионах. Многие из них рассматривают развитие в
рамках инфраструктурных проектов комплексной жилой застройки в Московской
области и двигаются в региональные города с населением от 250 тыс. человек.
Источник: Astera/BNP
www.asteragroup.ru