Рынок ритейла Дальнего Востока

Аналитика:
Спрос на торговые площади на Дальнем Востоке России

На сегодняшний день Дальний Восток пока является аутсайдером по присутствию международных брендов среди всех макрорегионов России. Свои магазины здесь открыли лишь 5% от общего числа присутствующих в нашей стране глобальных ритейлеров. Однако это не означает, что регион не интересен для международных и федеральных игроков. Наоборот, мы видим высокую заинтересованность розничных сетей в развитии на Дальнем Востоке. В недалеком прошлом основным сдерживающим фактором для активной экспансии ритейлеров в регион являлась удаленность городов от Москвы.

Несмотря на близость региона к основным странам-поставщикам продукции для глобальных брендов (Китаю, странам Юго-Восточной Азии) логистика магазинов большинства крупнейших сетей выстраивается через распределительные центры, сконцентрированные в Центральной России. Географическая удаленность от Москвы и большая разница в часовых поясах также сказывалась на качестве управления точками сетей. До сих пор для многих технологических сфер, например, бизнеса кинопоказа, одним из сдерживающих факторов для выхода в регион, является необходимость круглосуточного контроля работы локальных точек. Ведь в то время, как в Москве начинается рабочий день, во Владивостоке или Хабаровске он подходит к концу.

Сейчас основные розничные игроки уже более активно рассматривают Дальний Восток как регион для экспансии. Но , конечно же, существуют различия по профильным сегментам. Так, удаленность городов ДВ от распределительных мощностей пока что останавливает крупнейших продовольственных операторов. В регионе не представлен ни один из лидеров FMCG-розницы. Такие крупнейшие сети как Магнит, X5 Retail Group, Ашан, Лента пока что присматриваются к региону, но не заявляют о конкретных сроках открытия первых магазинов.

В отсутствие топ-продуктовых сетей, на Дальнем Востоке прочно закрепились свои региональные игроки. Лидирующие позиции в FMCG-секторе Дальнего Востока занимает ГК «Невада Групп», развивающая сети во всех форматах - гипермаркеты «Самбери», супермаркеты «Наш Универсам», а также магазины шаговой доступности «Раз Два». Интересно, что осуществляя долгое время органическую экспансию сети «Самбери», в 2014 – 2015 ГК «Невада Групп» провела ряд сделок по поглощению небольших локальных сетей, что позволило ей закрепиться во всех форматах торговли продовольственными товарами. Флагманский проект компании – гипермаркеты «Самбери», занимающие площадь до 14 тыс.кв. м, открыты почти во всех субъектах ДФО и являются якорными арендаторами крупнейших торговых центров Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре.

Основные международные и федеральные DIY-сети пока не представлены в регионе. Очевидный лидер сегмента, сеть Leroy Merlin, станет «первопроходцем», как в последнее время часто происходит во многих регионах. В апреле 2017 года Leroy Merlin открывает первый отдельностоящий гипермаркет в Хабаровске. Следующий объект сеть планирует запустить в пригороде Владивостока. На текущий момент Leroy Merlin единственный игрок рынка, активно рассматривающий площадки во всех крупных городах ДВ.

На российском рынке работают розничные компании, которые начинали свое развитие именно с городов ДВ. Самые известные из них – сеть гипермаркетов детских товаров Бубль Гум и магазины цифровой и бытовой техники ДНС. Обе компании начали свое развитие с открытия точек в Приморском крае и остаются там лидерами по представленности в своем профиле. Ведущий ритейлер детской розницы - Детский мир - пока не развивается в регионе. Из большой тройки продавцов бытовой техники свои гипермаркеты в регионе открыли Эльдорадо и М.Видео. Последний начал активное освоение крупнейших городов ДВ в 2016 году, «заякорив» два ТЦ во Владивостоке и один в Хабаровске. Как неоднократно заявляла компания, ДФО является для них одним из приоритетных для открытия новых магазинов.

Примечательно, что компания ДНС, охватив своей розничной сетью почти все субъекты РФ, теперь выступает в роли девелопера коммерческой недвижимости. Самый известный её проект – единственный на ДВ логистический комплекс класса А «Янковский» в районе аэропорта г. Владивостока. Сейчас компания рассматривает несколько проектов строительства торговых центров в домашнем для себя регионе.

Если среди традиционных якорей торговых центров девелоперам есть из кого выбирать, то fashion-сегмент рынка ДВ далек от насыщения. Самое знаковое для рынка торговой недвижимости fashion-открытие состоялось в 2015 году – тогда Inditex group открыл свой первый и до сих пор единственный на Дальнем Востоке магазин Zara. Компания планирует свое дальнейшее развитие во Владивостоке и городах Хабаровского края. Пока основным сдерживающим фактором активной экспансии в регионе является отсутствие подходящих площадей. Работающий во Владивостоке магазин Zara открылся в составе ТЦ «Большой ГУМ», но фактически является самостоятельной street retail-точкой с отдельным входом и своей внутренней логистикой. Второй знаковый одежный бренд-индикатор H&M пока не открыл ни одного магазина на ДВ, но активно рассматривает все поступающие предложения. Ближайшее открытие магазина шведского гиганта запланировано в строящемся ТРЦ «Калина Молл» во Владивостоке.

Владивосток – наиболее зрелый на ДВ рынок в плане присутствия международных брендов. Но даже здесь такие известные международные fashion-бренды, как Terranova, New Yorker, Mango представлены магазинами локальных партнеров. Это в целом характерно для дальневосточного рынка – «прямых» магазинов здесь немного, что компенсируется высокой активностью местных предпринимателей. Так, владельцы одного из первых профессиональных ТЦ региона – «Сити Молл» в Южно-Сахалинске при запуске проекта в 2009 году были вынуждены заняться непрофильной для себя деятельностью и, получив франшизы большого количества федеральных и международных брендов, самостоятельно привели их на Сахалин.

В условиях дефицита качественных площадей в ТЦ, большая доля магазинов под международными брендами в Хабаровске, Владивостоке и других крупных городах открывается в уличных помещениях. Наше исследование экспансии международных брендов в Россию показывает, что ДФО – единственный макрорегион в РФ, где существенная доля открытий приходится на street retail.

Отсутствие качественных площадей, соответствующих требованиям международных fashion-операторов - одна из основных проблем развития дальневосточного рынка. Все интересные открытия магазинов международных брендов в будущем стоит ожидать в составе строящихся и недавно запущенных ТЦ региона.

Обзор был бы неполным без упоминания операторов сферы развлечений и общественного питания. Так же, как и в случае с ритейлом, тон здесь задают локальные компании. Крупнейшие российские сети кинопоказа – Синема Парк, Формула кино, Каро и Киномакс не представлены ни в одном из дальневосточных городов. По планам, Киномакс дебютирует в качестве якорного арендатора ТРЦ «Калина Молл». Но остальные федеральные сети пока не спешат самостоятельно инвестировать в развитие в столь отдаленном регионе. Таким образом, в каждом из крупнейших городов ДВ свой лидер кинопоказа.

Один из самых перспективных сегментов индустрии развлечений сегодня – edutainment-центры. В этом сегменте на ДВ запущен сетевой проект. Детский город профессий «КидБург» открыт в декабре 2016 года в ТРЦ «Седанка Сити» во Владивостоке на площади 2,2 тыс. кв.м и уже сейчас имеет хорошие финансовые показатели.

Из тройки крупнейших операторов быстрого питания - McDonalds, KFC и Burger King - регион планируют активно осваивать две последние сети. В прошлом году на рынок Владивостока вышла сеть KFC, традиционно открыв сначала отдельностоящий ресторан, а следом точку в ТРЦ «Седанка Сити». В ближайшее время в одном из новых ТЦ открывается первый в Хабаровском крае ресторан этой всемирно известной сети. Burger King пока представлен только двумя ресторанами – в сегменте street retail во Владивостоке и в составе ТЦ в Уссурийске, но при этом планирует активное развитие сети в ближайшее время. Самая известная сеть быстрого питания McDonalds пока не рассматривает Дальний Восток как приоритетный регион для экспансии. Самый восточный российский город, где планирует открываться американская сеть – Красноярск.

Источник: Магазин Магазинов
www.magazinmagazinov.ru

Читайте также

Архив аналитики

Апрель 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
0 статей за месяц

Каталог моллов Добавить
Полет

Площадь: 6 000 м2

Адрес: г. Долгопрудный, ул. Дирижабельная д.23

Лента, М.Видео

Москва и область