Торговая недвижимость Нижнего Новгорода. III квартал 2016
Аналитика:
Город обеспечен качественными торговыми площадями: среднегородской показатель обеспеченности составляет 619 кв. м/1000 чел. В 2016 г. Нижний Новгород поднялся на второе место в рейтинге обеспеченности среди городов РФ (уступив только Екатеринбургу), за счет ввода новых торговых центров в 2015 году.За счет новых торговых центров, открытых в 2015-2016 г. рынок прирос на 26,2% и получил 166 198 кв. метров новых торговых площадей. Всего на территории Нижнего Новгорода консультанты выделяют для анализа 29 торговых центров общей площадью 1,188 тыс. кв. м, арендопригодной – 785 тыс. кв. м.
Рынок торговой недвижимости по-прежнему не восстановился и испытывает серьезные трудности. Платежеспособный спрос снизился, покупательская способность не восстановилась, что отражается на всех сегментах ритейла.
Оборот розничной торговли за половину 2016 года выше аналогичного периода 2015 всего на 1,2% в сопоставимых ценах (по данным РБК Нижний Новгород), предпосылок динамичного развития ритейла практически нет.
Потребители смещают фокус в сторону эконом-сегмента, меняется структура чека и покупок.
Развитие рынка идет за счет FMCG-сетей в эконом-сегменте и фаст-фуда. С учетом падения доходов населения и спроса, рост демонстрируют только следующие сегменты торговли: продукты питания, товары для здоровья, товары для детей и фаст-фуд.
Отсутствие роста продаж все еще ощущают фешен-ритейлеры, хотя некоторые операторы, работающие в дисконт формате наоборот «обросли» новыми покупателями. Все еще не вышли на докризисные показатели магазины бытовой техники и электроники.
Стоимость аренды не изменилась, арендодатели сохраняют предоставленные скидки. Новые контракты заключаются по ставкам ниже 2014 года, фиксируя небольшие сроки договора. Прочно вошли в практику платежи за аренду, как процент от товарооборота арендатора, либо минимальная фиксированная ставка плюс % от оборота арендатора (12-15% для арендатора галереи и 1-3% для якорных арендаторов).
Вакантность торговых площадей в ТЦ сохраняется на высоком уровне, качественные объекты сократили разрыв относительно прошлого года и выдерживают хорошие показатели, фактически равные докризисному периоду. Объекты низкого качества, нуждающиеся в реконцепции, наоборот увеличивают долю вакантных площадей. Идет закономерная ротация «сильных» арендаторов в более качественные объекты.
Новые форматы торговых центров в Нижнем Новгороде
Кризис 2015 года, поразивший страну внезапными санкциями, девальвацией рубля и падением общего уровня экономики, оставил свой отпечаток и на рынке торговой недвижимости. Особые трудности испытывают не только компании малого и среднего бизнеса, но и крупные сетевые игроки («Центробувь», «Carlo Pazolini», «Уютерра»). Потребитель начал щепетильно относиться к покупке товаров, а проведение ценового мониторинга стало для многих обязательной мерой.
В таких непростых условиях владельцы торговых комплексов продолжают искать новые эффективные и конкурентоспособные стратегии. Для обеспечения устойчивости на рынке торговой недвижимости, УК вынуждены подстраиваться под современного покупателя. Девелоперы пересматривают концепции и развивают торговые комплексы в потенциально новых для России форматах: lifestyle и edutainment.
Нижегородские девелоперы, в свою очередь, принимая во внимание новый тренд, все чаще задумываются о реконцепции торговых центров. Так как вакантность арендных площадей все еще остается актуальной проблемой даже для качественных ТРЦ, то уход от классического шопинга и ставка на привлечение арендаторов нестандартного формата дает реальную возможность увеличить трафик торговых объектов.
Интересным трендом можно назвать некоторое перераспределение расходов населения в пользу развлечений и обучения. Посещение музеев, выставок, обучающих мастер классов, развитие творческих способностей и талантов все больше интересует Нижегородцев.
Например, ТРЦ «НЕБО» намерен привлекать посетителей с помощью контактного зоопарка и батутного парка RAZGON, а также на пятом этаже торгового комплекса происходит подготовка запуска нового для города фудпроекта. «Маркет 5» – это пять кафе с пятью разными концепциями здорового питания: вьетнамская и итальянская кухни, овощной грин-бар, бар с милкшейками и крафтовый кофе.
ТРЦ «Жар-Птица», открыл в III квартале 2016 года сразу два нестандартных проекта: «фермерский рынок» (продуктовый рынок высококачественного уровня), площадью 6 000 кв. м, и детский игровой центр «АрлеПарк».
Небольшие объекты также вынуждены искать новые ниши и точки отстройки от конкурентов, например, ТЦ «Олимп» в Верхних Печерах, где кроме батутного центра «Невесомость», 17 сентября открылся крытый веревочный парк «ПандаПарк», комплекс представляет собой три маршрута, расположенных на высоте от 1 до 10 метров. Кроме этого на территории парка есть скалодром и детские лазательные панели fun wall.
СТЦ «МЕГА», имеющий статус суперрегионального объекта с достаточно низкой вакансией (около 2%), продолжает активно развивать концепцию центра семейного отдыха. Первой значимой новостью стало принятие компанией новой концепции «Вкусный Бульвар», касающейся кафе и ресторанов в торговых центрах МЕГА. По словам заместителя генерального директора IKEA Centres Russia Милена Генчева: «Новая концепция кафе и ресторанов в МЕГЕ создает новые возможности для успешного бизнеса… Мы сделали так, чтобы каждый гость МЕГИ мог найти на фудкорте что-то свое вне зависимости от возраста, гастрономических предпочтений и уровня дохода».
Ко всему прочему, 20 августа 2016 года в «Меге» прошло открытые edutainment-проекта «детский город профессий «КидБург», площадь которого превышает 1800 кв. м. Этот проект позволяет детям осознать склонности к будущей профессии и открыть свои способности. Новые знания и навыки ребенок получает в процессе игры увлекательным и захватывающим путем, одновременно наблюдая результат своей работы.
Источник: IDEM
www.idem.ru