ТПУ Москвы с точки зрения развития ритейла
Аналитика:
CBRE, крупнейшая компания в сфере коммерческой недвижимости в мире, подготовила новое исследование, посвященное изучению транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), наиболее перспективных с точки зрения развития торговли.
Рейтинг привлекательности проектируемых ТПУ для развития в их составе торговой составляющей:
№ |
Станция |
Суммарный пассажиропоток, тыс. чел. / день |
Стадии реализации |
Упоминаемость в СМИ |
ТПУ в составе ж/д вокзалов | ||||
1 |
Комсомольская |
>900 |
1 |
Низкая |
2 |
Белорусская |
450-500 |
1 |
Низкая |
3 |
Павелецкая |
300-350 |
2 |
Средняя |
ТПУ на станциях МКЖД | ||||
1 |
Текстильщики |
100-150 |
0 |
Средняя |
2 |
Савеловская |
100-150 |
1 |
Низкая |
3 |
Петровско-Разумовская |
100-150 |
2 |
Средняя |
4 |
Царицыно |
100-150 |
2 |
Высокая |
5 |
Рижская |
<100 |
1 |
Низкая |
ТПУ на станциях метро с высоким пассажиропотоком | ||||
1 |
Щелковская |
150-200 |
2 |
Высокая |
2 |
Выхино |
150-200 |
2 |
Средняя |
3 |
ВДНХ |
150-200 |
0 |
Низкая |
4 |
Новогиреево |
100-150 |
0 |
Низкая |
5 |
Юго-Западная |
100-150 |
2 |
Низкая |
6 |
Тушинская |
100-150 |
1 |
Высокая |
7 |
Пражская |
100-150 |
1 |
Низкая |
8 |
Тёплый стан |
100-150 |
2 |
Низкая |
9 |
Кузьминки |
100-150 |
2 |
Средняя |
10 |
Красногвардейская |
<100 |
2 |
Средняя |
11 |
Речной вокзал |
<100 |
1 |
Средняя |
12 |
Партизанская |
<100 |
2 |
Средняя |
Кроме трёх моделей ТПУ представленных выше, также существует модель развития ритейла в метро. Но крайне важно понимать, что для станций метро с пассажиропотоком меньше 50 тыс. чел. в день достаточно присутствия лишь ограниченного числа магазинов сопутствующих товаров. Так, в качестве примера модели развития ритейла в метро приводится Лондонское метро. Ритейл там представлен, в основном, киосками. Киоски размещаются в кассовых зонах и в переходах между станциями. Их стандартная площадь 7-12 кв. м. Площадь киосков у входа в метро 30-50 кв. м, но чаще это мини магазины, площадью порядка 100 кв. м. При этом, следует отметить, что в планах Лондонской мэрии есть привлечение на станции метро ряда сетевых игроков, а также развития там инфраструктуры онлайн-покупок, например, пунктов выдачи заказов. Как отмечается в исследовании, в планах правительства Лондона размещать на станциях такие сети как WH Smith, Caffè Nero, John Lewis и Tesco, предлагая им выгодные условия аренды. В исследовании уделено большое внимание доли составляющей ритейла в общей площади ТПУ, а также типичным составам арендаторов.
Оба показателя зависят от пассажиропотоков, проходящих через ТПУ. Так, на «сильных» ТПУ, через которые проходят 3-5 видов транспорта, торговые площади обычно в два раза больше, чем там, где проходят 1-2 вида транспорта. При этом доля торговых площадей от общей площади объекта может колебаться от 7% до 20-30%. На «сильных» ТПУ количество магазинов, как правило, в 1,5 – 2 раза больше, чем на «слабых».
С точки зрения состава арендаторов, доминирующее положение занимают кафе и рестораны – 30-40%. Еще порядка суммарно 20% приходится на аптеки, киоски прессы, книг и прочие магазины сопутствующих товаров. С усилением транспортно-пересадочной функции, как правило, растет доля магазинов одежды и обуви, которая может достигать 20-25% от общего числа магазинов на ТПУ.
Максим Палт, аналитик отдела исследований рынка торговой недвижимости CBRE, комментирует результаты отчета: «Конкуренция на рынке торговой недвижимости Москвы с каждым годом растет, и найти удачную локацию для нового торгового центра становится все сложнее. Мировой опыт показывает, что развитие ритейла в рамках транспортно-пересадочных узлов крайне перспективно, поскольку они являются точками притяжения большого числа потенциальных покупателей.
В зависимости от типа ТПУ ритейл может развиваться в рамках железнодорожного вокзала, как это сделано в Бирмингеме, или в виде комплексного освоения территорий, как это делается в районах Кингс-Кросс и Сент-Панкрас в Лондоне. Но чаще всего торговые площади размещаются в здании самого транспортно-пересадочного узла, как в случае станции Южный Кенсингтон в Лондоне. Создав выгодные условия для частных инвесторов, правительство Москвы сможет привлечь значительные средства для реализации своих планов по строительству ТПУ и улучшению транспортной ситуации в городе».
Источник: CBRE
www.cbre.ru