Куда движется московский рынок стрит-ритейла?
10 Апреля 2012 г.В краткосрочной перспективе ожидается серьезный дефицит качественных объектов в Москве
![]() |
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |
Рынок стрит-ритейла в Москве пользуется стабильным спросом: интерес
розничных сетей, предприятий общественного питания и услуг к сегменту уверенно
растет на фоне низкого объема ввода новых торговых площадей в столице. А с учетом сократившихся темпов строительства и проектирования новых
объектов в Москве после бума 2009-2010 годов, эксперты ожидают дальнейшего
роста популярности формата стрит-ритейла. В первую очередь высокий спрос будет поддержан на объекты премиального
класса с самым выгодным расположением в центре и на основных магистралях
Москвы, ставших знаковыми торговыми улицами. Отчасти это поддерживается и
стабильным интересом к московскому рынку со стороны ведущих зарубежных сетей,
экспансия которых в Россию продолжается в последние годы особенно активно.
Большинство из них открывает флагманские магазины в самых успешных торговых
центрах и главных торговых коридорах Москвы. Эксперты отмечают, что наиболее удачно расположенные помещения уходят с
рынка практически мгновенно даже по ценам чуть выше средне рыночных. Таким
образом, повышенный спрос подогревает рынок стрит-ритейла, и уже в
краткосрочной перспективе можно будет говорить о серьезном дефиците
качественных объектов. До конца 2012 года в сегменте стрит-ритейл
прогнозируется рост арендных ставок, величина которых может быть определена
другими факторами на рынке. Текущая ситуация на рынке. В компании Astera отмечают, что в помещениях формата street retail, которые
имеют высокий потенциал по доходности торговой точки, сетевые ритейлеры в
настоящее время активно заменяют неэффективных операторов. В частности,
несетевые магазины, аптеки и кафе заменяются сетевыми предприятиями этого же
профиля. Низкомаржинальных операторов теснят с центральных магистралей
ритейлеры, представляющие более доходные сегменты. Еще один тренд текущего сезона состоит в том, что существующий на
сегодняшний день дефицит качественных торговых площадей и высокий уровень
конкуренции в Москве стимулирует ритейлеров развивать бизнес в Московской
области. Города Подмосковья являются площадкой для активного развития сетевой
розницы не только в формате торговых центров, но и в сегменте street retail:
банков, продовольственных магазинов, аптек, магазинов товаров для дома,
предприятий общественного питания. В помещениях формата street-retail на центральных торговых коридорах
наиболее активными арендаторами выступают предприятия общественного питания. В
спальных районах по-прежнему продолжают развиваться демократические
сетевые рестораны и продуктовые супермаркеты, сетевые аптеки и магазины детских
товаров. Низкий объем ввода нового качественного предложения торговых объектов
заставляет торговых операторов рассматривать помещения формата street retail,
среди которых спрос фокусируется на помещениях, в наибольшей степени
соответствующих не заданному бюджету конкретной сети. Несмотря на длительные сроки экспонирования на рынке, многие объекты не
находят своего клиента из-за несоответствия уровня арендной ставки реалиям
рынка. К сделке, как правило, приводит достигнутый компромисс по размеру ставки
аренды между собственником помещения и арендатором. По данным компании Penny Lane Realty, на главных торговых коридорах Москвы
уровень вакантных площадей колеблется в пределах от 10 до 15 процентов.
Эксперты отмечают, что самым дорогим в столице остается Столешников переулок,
средние арендные ставки в которым находятся в пределах около 6-7 тысяч долларов
за 1 кв.м в год. Спрос стабильно формируется за счет люксовых ритейлеров.
Средние арендные ставки на Тверской составляют около 4500 долларов за 1 кв.м в
год. В число ведущих торговых коридоров входят Петровка (около 3000 долларов за
1 кв.м в год), а также Ленинский и Кутузовский проспекты (около 2000-2500
долларов за 1 кв.м в год). Рынок аренды. По данным компании RRG, средняя арендная ставка по торговым объектам внутри
Садового Кольца по данным на февраль 2012 года составляет 1861 доллар за 1
квадратный метр в год. Рост арендных ставок в центре произошел, как по
объектам, которые экспонируются уже давно, так и за счет объектов, которые
снова вышли на рынок после непродолжительной паузы. Это может свидетельствовать о продолжении восстановления данного сегмента в
связи с высокой привлекательностью торговых объектов в центре в целом. Средняя
ставка по торговой недвижимости за пределами центра составляет 839 долларов за
1 кв.м в год. Купля-продажа. Лидером среди потенциальных покупателей продолжают оставаться крупные
продовольственные ритейлеры, считает Александра Яковенко, руководитель отдела
продажи торговой недвижимости компании Delta estate. Наиболее активна
в этом направлении компания X5 Retail Group. Успешно развиваются торговые сети
«Атак», «Азбука Вкуса», «Оливье», «Бахетле», «Алми» и другие. Вместе с тем как
активно развиваются и новые российские сети (в частности магазины мужской
одежды «Сударь»), Москва сегодня остается в поле зрения ведущих зарубежных
компаний, задающих тон на рынке. Этому способствует рост доходов и
соответственно расходов россиян, стабилизация экономической и политической
ситуации. Средневзвешенная цена по торговым объектам в центре Москвы (данные RRG на
февраль 2012 года) составляет 12 942 доллара за 1 квадратный метр. За
пределами центра средневзвешенная цена составляет 5703 долларов за 1 кв.м. На
сегодняшний день реальное состояние рынка стабильно, а небольшой рост цен
наблюдается лишь номинально. Аналитики Astera прогнозируют, что стабильный спрос на торговые помещения
street retail в Москве и отсутствие нового предложения в центре приведут к
дальнейшему сокращению уровня вакантных площадей. В перспективе двух лет,
при существующих темпах строительства торговых объектов, это может обернуться
серьезным дефицитом торговых помещений в Москве.
Эксперты компании считают, что арендные ставки имеют потенциал в размере 5-15%,
в особенности по наиболее ликвидным помещениям, однако серьезного роста ожидать
не стоит. Вместе с тем, прогнозируется усиления интереса со стороны ритейлеров
торговыми помещениями в Московской области.