Ориентиры: Девелоперы и сети


Сетевые девелоперские компании в торговой недвижимости — за рубежом это распространенное явление. В России в секторе торговых центров девелоперов, строящих в нескольких городах и регионах свою “марку”, долгое время не было.

Сетевые девелоперские компании в торговой недвижимости — за рубежом это распространенное явление. Оно свидетельствует о конкурентном, развитом рынке. Некоторые такие компании со временем выходят за пределы своей страны. В России в секторе торговых центров девелоперов, строящих в нескольких городах и регионах свою “марку”, долгое время не было. Если даже и были похожие компании, то от силы две-три. Но в числе тенденций последних лет эксперты отмечают появление новых сетевых девелоперов ТЦ. Правда, пока не похоже, что такие компании продвинулись дальше проектов, объединенных под общим брендом.

С начала 2000-х гг. девелоперских структур, о которых можно было бы сказать, что они строят несколько торговых центров (ТЦ) под одним брендом, существовало, пожалуй, две. Они появились в регионах. Это группа компаний “Время”, возводящая комплексы под названием Park House, и группа “Торговый квартал”. В Москву они принципиально не заходили. Сейчас на рынке можно наблюдать интересную картину: есть такие компании, которые остаются верны провинции или даже только одному городу. И такие, которые, набрав опыта в столице, купили площадки в российских городах. И те, которые, наоборот, рискнули из провинции направиться в Москву. А также, конечно, строители, развивающие свои сети только в Первопрестольной.

К первой категории застройщиков можно отнести “Время” (ТЦ в Самаре, Тольятти, Екатеринбурге, Волгограде, Казани), DVI Group (Пермь, Екатеринбург, Краснодар, Ижевск и др.), “Сити-Центр” (Екатеринбург, Краснодар). А также истинных москвичей: “Вэйклин Промоушен Лимитед” (серия ТЦ “Золотой Вавилон”), Capital Group (“Метромаркеты”), Финансово-промышленную корпорацию “Гарант-Инвест” (“Галерея Аэропорт”, “Ритейл Парк” и др.). К группе девелоперов, которые из столицы пошли в регионы и теперь работают на оба фронта, можно отнести “Гиперцентр” (ТЦ с гипермаркетами “Мосмарт”), IKEA, Ramstore, “РосЕвроДевелопмент”. К группе пришедших, наоборот, из других городов в столицу и продолжающих тем временем возводить объекты в провинции, можно причислить “Торговый квартал” (Красноярск, Казань, в Москве несколько площадок, которые пока не афишируются), группу компаний “Ташир” (“РИО” — Москва, “Фаворит” — Ярославль, “Калуга XXI век” — Калуга, “Парадиз” — Тула).

Самой рискованной группой кажутся провинциалы, пришедшие в Москву. У столичных компаний, идущих в регионы, напротив, опыта и сил побольше. Хотя им тоже везет не в каждом городе. Стабильнее всех выглядят застройщики, не сходящие со своих насиженных мест, будь то Москва или любой другой город.

Итак, сети ТЦ под общим брендом, построенные одной и той же компанией, действительно появляются. Но если разобраться внимательнее в деятельности каждой такой компании, то станет понятно, что девелоперов ТЦ в “чистом виде” в России можно по-прежнему пересчитать по пальцам. И этим, в частности, российский торговый сектор отличается от аналогичных зарубежных рынков.

Особенно эта черта характерна для Москвы. Почти все крупные проекты созданы и реализуются здесь непрофильными девелоперами. Самую “непрофильную” категорию составили, пожалуй, компании и люди, чьим основным видом деятельности недвижимость никогда не была. Взять для примера тот же холдинг “Гарант-Инвест”, который является очень разветвленной и многопрофильной структурой. Прежде всего это финансово-промышленная корпорация. Она открыла свою сеть продуктовых магазинов “Мой магазин”, а после стала строить ТЦ, в которых можно размещать эти магазины. В частности, возвела на Варшавском шоссе крупнейший ритейл-парк — новый формат для столицы. (А второй на очереди огромный ритейл-парк собирается разбить на месте Ростокинского рынка некая фирма “Каширский двор — Северянин”. Пока не известно, станет это название брендом для сети торгцентров или для единичного проекта.) “РосЕвроДевелопмент” берется в последнее время, кажется, за все: объявлено и о проектах офисов, и о складах, и о ТЦ. У известного предпринимателя Саита Гуцериева, который руководит строительной корпорацией “А.Н.Д.”, тоже образовалась сеть торговых комплексов. “А.Н.Д.” входит в группу “БИН”, контролируемую братом Гуцериева, в составе которой также “Русснефть”, “Славнефть”, Бинбанк. Festival Mall, открытый на Мичуринском проспекте, — только первый объект будущей сети одноименных центров братьев Гуцериевых.

Создается впечатление, что строить торгцентры пришли люди, которые в принципе способны получить в Москве площадки и что-то построить.

Есть, конечно, и другая, внушающая больше доверия категория игроков — это девелоперы широкого профиля. Та же “Капитал Групп”, которая начинала с жилья, потом постепенно перешла на офисы и после стала строить “Метромаркеты”. Или “ДОН-Строй”, который возводит торгово-развлекательные центры на “Щукинской” и в своем жилом комплексе “Воробьевы горы”. Или “МИАН-Девелопмент” с проектом торгово-офисного центра на ул. Снежной.

В регионах тоже орудуют непрофильные строители. А недавно о планах создавать сети ТЦ в разных городах заявили и ритейл-операторы — столичные “Перекресток” и “Седьмой континент”, а также региональная “КИТ-Кэпитал”. Хотя в российских регионах как раз найдется больше девелоперов узкого профиля, посвятивших себя исключительно ТЦ, нежели в крупных городах. В их числе те же DVI Group, “Торговый квартал”, “Время”.

Впрочем, то, что ритейлеры становятся девелоперами, это неплохо, и они хотя бы близки по профилю к сегменту торговой недвижимости. При желании многие из них могут повторить успешный опыт IKEA или Ramstore. И то, что сетевые комплексы все-таки появляются, — тоже положительный знак. Больше всего занимает вопрос, по какому пути пойдет российский сектор ТЦ дальше. Вряд ли это можно спрогнозировать, как пытаются сделать международные консультанты, то и дело подводящие все, что происходит в российской недвижимости, под общепринятые в мировой практике термины. Особый, русский стиль развития рынка настолько же непредсказуем, насколько непрозрачен русский девелоперский бизнес.

Подписывайтесь на email-рассылку Моллы, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.

Источник: Источник: Ведомости.

Читайте также

Новости
28 Марта 2020
Какие непродовольственные товары первой необходимости разрешены к продаже
Указом мэра Москвы введён перечень непродовольственных товаров, разрешённых к продаже в режиме повышенной готовности.
Новости
28 Марта 2020
«Почта России» закроет большую часть отделений на три дня
По заявлению представителей компании, «Почта России» продолжит свою работу на объявленной «выходной неделе», но по особому графику.
Новости
27 Марта 2020
Гипермаркеты «Ашан» и «Глобус» будут открыты на выходных
Продуктовые ритейлеры продолжат работать в штатном режиме в период выходных с 28 марта по 5 апреля.
Новости
27 Марта 2020
Заведения Black Star Burger продолжают закрываться
Сеть ресторанов Black Star Burger испытывает значительные трудности.
Новости
27 Марта 2020
ИКЕА закрывает магазины и уходит в онлайн
На время «недели выходных», с 30 марта по 5 апреля, крупные ритейлеры предпочитают закрыть свои магазины, сосредоточившись на онлайн-продажах.
Новости
27 Марта 2020
Торговые центры МЕГА закрываются в Москве
В Москве с 28 марта по 5 апреля будут закрыты торгово-развлекательные центры «Мега».

Архив новостей

Март 2020
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
184 новости за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Коньково Маркет

Площадь: 300-400 кв.м.

Арендная ставка: 30 000 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.


Каталог моллов Добавить
Планета Красноярск

Площадь: 125 000 м2

Адрес: Советский район, ул. 9 Мая, д. 77.

Красноярск
ГОРОД на Рязанке

Площадь: 127 850 м2

Адрес: Рязанский проспект, д. 2, к. 2.

Ашан, Эльдорадо

Москва и область
DEPO

Площадь: 48 000 м2

Адрес: ул. Свердловское шоссе, д. 31.

Нижний Тагил