Ориентиры: Девелоперы и сети


Сетевые девелоперские компании в торговой недвижимости — за рубежом это распространенное явление. В России в секторе торговых центров девелоперов, строящих в нескольких городах и регионах свою “марку”, долгое время не было.


Подписывайтесь на нашу email-рассылку, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.

Сетевые девелоперские компании в торговой недвижимости — за рубежом это распространенное явление. Оно свидетельствует о конкурентном, развитом рынке. Некоторые такие компании со временем выходят за пределы своей страны. В России в секторе торговых центров девелоперов, строящих в нескольких городах и регионах свою “марку”, долгое время не было. Если даже и были похожие компании, то от силы две-три. Но в числе тенденций последних лет эксперты отмечают появление новых сетевых девелоперов ТЦ. Правда, пока не похоже, что такие компании продвинулись дальше проектов, объединенных под общим брендом.

С начала 2000-х гг. девелоперских структур, о которых можно было бы сказать, что они строят несколько торговых центров (ТЦ) под одним брендом, существовало, пожалуй, две. Они появились в регионах. Это группа компаний “Время”, возводящая комплексы под названием Park House, и группа “Торговый квартал”. В Москву они принципиально не заходили. Сейчас на рынке можно наблюдать интересную картину: есть такие компании, которые остаются верны провинции или даже только одному городу. И такие, которые, набрав опыта в столице, купили площадки в российских городах. И те, которые, наоборот, рискнули из провинции направиться в Москву. А также, конечно, строители, развивающие свои сети только в Первопрестольной.

К первой категории застройщиков можно отнести “Время” (ТЦ в Самаре, Тольятти, Екатеринбурге, Волгограде, Казани), DVI Group (Пермь, Екатеринбург, Краснодар, Ижевск и др.), “Сити-Центр” (Екатеринбург, Краснодар). А также истинных москвичей: “Вэйклин Промоушен Лимитед” (серия ТЦ “Золотой Вавилон”), Capital Group (“Метромаркеты”), Финансово-промышленную корпорацию “Гарант-Инвест” (“Галерея Аэропорт”, “Ритейл Парк” и др.). К группе девелоперов, которые из столицы пошли в регионы и теперь работают на оба фронта, можно отнести “Гиперцентр” (ТЦ с гипермаркетами “Мосмарт”), IKEA, Ramstore, “РосЕвроДевелопмент”. К группе пришедших, наоборот, из других городов в столицу и продолжающих тем временем возводить объекты в провинции, можно причислить “Торговый квартал” (Красноярск, Казань, в Москве несколько площадок, которые пока не афишируются), группу компаний “Ташир” (“РИО” — Москва, “Фаворит” — Ярославль, “Калуга XXI век” — Калуга, “Парадиз” — Тула).

Самой рискованной группой кажутся провинциалы, пришедшие в Москву. У столичных компаний, идущих в регионы, напротив, опыта и сил побольше. Хотя им тоже везет не в каждом городе. Стабильнее всех выглядят застройщики, не сходящие со своих насиженных мест, будь то Москва или любой другой город.

Итак, сети ТЦ под общим брендом, построенные одной и той же компанией, действительно появляются. Но если разобраться внимательнее в деятельности каждой такой компании, то станет понятно, что девелоперов ТЦ в “чистом виде” в России можно по-прежнему пересчитать по пальцам. И этим, в частности, российский торговый сектор отличается от аналогичных зарубежных рынков.

Особенно эта черта характерна для Москвы. Почти все крупные проекты созданы и реализуются здесь непрофильными девелоперами. Самую “непрофильную” категорию составили, пожалуй, компании и люди, чьим основным видом деятельности недвижимость никогда не была. Взять для примера тот же холдинг “Гарант-Инвест”, который является очень разветвленной и многопрофильной структурой. Прежде всего это финансово-промышленная корпорация. Она открыла свою сеть продуктовых магазинов “Мой магазин”, а после стала строить ТЦ, в которых можно размещать эти магазины. В частности, возвела на Варшавском шоссе крупнейший ритейл-парк — новый формат для столицы. (А второй на очереди огромный ритейл-парк собирается разбить на месте Ростокинского рынка некая фирма “Каширский двор — Северянин”. Пока не известно, станет это название брендом для сети торгцентров или для единичного проекта.) “РосЕвроДевелопмент” берется в последнее время, кажется, за все: объявлено и о проектах офисов, и о складах, и о ТЦ. У известного предпринимателя Саита Гуцериева, который руководит строительной корпорацией “А.Н.Д.”, тоже образовалась сеть торговых комплексов. “А.Н.Д.” входит в группу “БИН”, контролируемую братом Гуцериева, в составе которой также “Русснефть”, “Славнефть”, Бинбанк. Festival Mall, открытый на Мичуринском проспекте, — только первый объект будущей сети одноименных центров братьев Гуцериевых.

Создается впечатление, что строить торгцентры пришли люди, которые в принципе способны получить в Москве площадки и что-то построить.

Есть, конечно, и другая, внушающая больше доверия категория игроков — это девелоперы широкого профиля. Та же “Капитал Групп”, которая начинала с жилья, потом постепенно перешла на офисы и после стала строить “Метромаркеты”. Или “ДОН-Строй”, который возводит торгово-развлекательные центры на “Щукинской” и в своем жилом комплексе “Воробьевы горы”. Или “МИАН-Девелопмент” с проектом торгово-офисного центра на ул. Снежной.

В регионах тоже орудуют непрофильные строители. А недавно о планах создавать сети ТЦ в разных городах заявили и ритейл-операторы — столичные “Перекресток” и “Седьмой континент”, а также региональная “КИТ-Кэпитал”. Хотя в российских регионах как раз найдется больше девелоперов узкого профиля, посвятивших себя исключительно ТЦ, нежели в крупных городах. В их числе те же DVI Group, “Торговый квартал”, “Время”.

Впрочем, то, что ритейлеры становятся девелоперами, это неплохо, и они хотя бы близки по профилю к сегменту торговой недвижимости. При желании многие из них могут повторить успешный опыт IKEA или Ramstore. И то, что сетевые комплексы все-таки появляются, — тоже положительный знак. Больше всего занимает вопрос, по какому пути пойдет российский сектор ТЦ дальше. Вряд ли это можно спрогнозировать, как пытаются сделать международные консультанты, то и дело подводящие все, что происходит в российской недвижимости, под общепринятые в мировой практике термины. Особый, русский стиль развития рынка настолько же непредсказуем, насколько непрозрачен русский девелоперский бизнес.

Источник: Источник: Ведомости.


Читайте также


Новости
28 Января 2020
Покупатели «М.Видео» и «Эльдорадо» переходят в онлайн
Объединенная компания «М.Видео - Эльдорадо» представила операционные итоги за 2019 год.
Новости
28 Января 2020
Данные клиентов сети «Красное & Белое» утекли в сеть
В компании «Красное & Белое» отреагировали на сообщения о распространении в глобальной сети личных данных клиентов.
Новости
28 Января 2020
Люксовые бренды в России лишатся выручки из-за оттока китайских туристов
Отказ от приема китайских туристов на территории России может привести к существенному падению продаж в люксовом сегменте розничной торговли.
Новости
28 Января 2020
В ТРЦ «Европейский» откроется первый кинотеатр с технологией ScreenX
В торгово-развлекательном центре «Европейский» на площади Киевского вокзала в Москве появится первый в России кинотеатр с технологией ScreenX.
Новости
28 Января 2020
Первый российский «Макдоналдс» на один день вернет цены 1990 года
Российское подразделение McDonald's отметит тридцатилетие на рынке акцией «30 лет Макдоналдс на Пушкинской».
Новости
28 Января 2020
IRG выведет Lenovo в онлайн
В планах IRG стоит вывод российского интернет-магазина Lenovo на интернет-площадки Ozon и «Беру» до конца первого квартала 2020 года.

Архив новостей

Январь 2020
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
77 новостей за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Торговый Квартал

Арендная ставка: 20 000 руб. кв.м./год

Аренда , Москва и область
Флотилия

Площадь: 10-1500 кв.м.

Арендная ставка: 36 000 руб. кв.м./год

Аренда , Москва и область
ТЦ Солнечный Рай

Арендная ставка: 54 000 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.

Аренда Москва и область
ВкусВилл

Площадь: 100-200 м2

Арендная ставка: 4 000 руб.

Аренда Москва и область
Francesco Donni

Площадь: 120-250 м2

Аренда
Мебельгуд

Площадь: 500-10000 м2

Каталог моллов Добавить
Планета Новокузнецк

Площадь: 162 000 м2

Адрес: ул. Доз, 10а

Новокузнецк
Город на Рязанке

Площадь: 127 850 м2

Адрес: Рязанский проспект, д. 2, к. 2.

Ашан, Эльдорадо

Москва и область
Конфитюр Одинцово

Площадь: 8 700 м2

Адрес: ул. Озёрная д.115

Москва и область