Упадок торговых цен


Ажиотаж на рынке жилой недвижимости задвинул в тень недвижимость торговую. Это неудивительно – за последние полтора года рост цен продажи торговых помещений составил всего 25,5 %.

Ажиотаж на рынке жилой недвижимости задвинул в тень недвижимость торговую. Это неудивительно – за последние полтора года рост цен продажи торговых помещений составил всего 25,5 %. В тени остался и тот факт, что в июне этого года цены на офисные помещения вне пределов Садового кольца обогнали традиционно более дорогие торговые площади. «Собственник» расследует, почему это произошло.

По данным еженедельного мониторинга, проводимого консалтинговой компанией RRG (Russian Research Group), «в последнюю неделю июня средняя стоимость продажи квадратного метра офисной площади за пределами Садового кольца составила $ 2319 за кв. м и превысила среднюю цену торговых помещений более чем на $ 50. Внутри Садового кольца средняя стоимость предложенной к продаже офисной недвижимости по-прежнему ниже торговой ($ 4776 и $ 6016 за кв. м соответственно)». Следует отметить, что такая диспропорция уже наблюдалась в феврале-марте 2006 года, но сейчас уже можно говорить об устойчивой тенденции.

«Наша компания проводит мониторинг предложения продажи объектов коммерческой недвижимости уже два года, – говорит генеральный директор RRG Денис Колокольников. – И в течение всего времени мы отмечали более высокий темп роста цен на офисную недвижимость по сравнению с торговой. Начиная с декабря 2004 года среднемесячная цена продажи квадратного метра офисной площади выросла на 32 %, а торговой – на 25,5 %. При этом офисный сегмент дорожает более высокими темпами именно за пределами Садового кольца».

В то же время на рынке аренды ситуация остается прежней: ставки в торговых помещениях превышают офисные. Константин Сахаров, исполнительный директор компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, обозначил рост арендных ставок на офисы класса А в размере 22 % за полгода, а на торговые площади в торговых центрах – 9-10 %. При этом средняя цена аренды помещений для торговли в Москве, по его данным, $ 1200 за кв. м, а аналогичный показатель по офисам класса А составляет $ 670-700, класса В – $ 460.

Таким образом, тенденция замедленного роста цен на торговую недвижимость налицо, однако на рынке аренды ставки еще не сравнялись, в отличие от рынка продаж. Что же послужило причиной такой диспропорции?

Торговля не в моде

По мнению Дениса Колокольникова, такая ситуация связана не столько с низкими ценами на торговую недвижимость, сколько с высоким спросом на офисы за пределами Садового кольца. В центре количество бизнес-центров ограниченно и стоимость их высока. Массовый спрос перемещается в менее дорогие районы за пределами Садового кольца, где в последнее время интенсивно развиваются деловые зоны, а также в «спальные» районы. С одной стороны, офисы там дешевле, а с другой – позволяют владельцам среднего бизнеса приобрести помещение для работы поближе к своему жилью. Несмотря на активное строительство, офисных площадей по-прежнему не хватает, что и приводит к интенсивному росту цен, существенно превышающему рост на торговые помещения. По данным RRG, в июне 2006 года объем предложения офисной недвижимости на продажу снизился с 778 тыс. кв. м в мае до 724 тыс. кв. м в июне. Подобное снижение при наличии постоянного неудовлетворенного спроса в этом сегменте не замедлило сказаться на цене: она выросла с $ 2793 за кв. м до $ 2875. При этом в пределах Садового кольца среднемесячная цена предложения офисов выросла незначительно – с $ 4828 до $ 4871 за кв. м (менее 1 %). Гораздо более высокие темпы роста наблюдались за пределами Садового кольца: среднемесячная стоимость квадратного метра офисной площади выросла на 4 % и достигла уровня $ 2360 за кв. м.

Тем временем объем предложения торговой площади вырос почти на треть: с 251 тыс. кв. м до 325 тыс. кв. м, что привело к снижению среднемесячной цены на 3,5 % в среднем по городу. Причем за пределами Садового кольца цена торговой площади увеличилась на 2 % и составила $ 2261 за кв. м, а внутри Садового кольца снизилась почти на 10 % (с $ 7623 за кв. м до $ 6897 за кв. м), в первую очередь за счет появления крупных недорогих помещений. Тем не менее, считает Денис Колокольников, о снижении цен на торговую недвижимость говорить не приходится: помещения в центре продолжают пользоваться огромным спросом,  – речь идет о незначительных колебаниях цены в зависимости от объема и структуры предложения в том или ином месяце. Следует учитывать, что количество объектов, предлагаемых к продаже, невелико (примерно 140-180 объектов за пределами Садового кольца и около 30 – в центре), и даже незначительные колебания количества предлагаемых объектов могут оказать существенное влияние на еженедельные и даже среднемесячные ценовые показатели.                                                      
Однако нельзя не отметить, что торговых центров в последнее десятилетие в Москве появилось достаточно много, в том числе и за пределами МКАД, что оттянуло многих покупателей из центра города. Росту цен на продажу и аренду торговых помещений, по мнению Ольги Кисариной, руководителя отдела исследований и аналитики компании Praedium, не способствует высокий уровень конкуренции между торговыми комплексами. Сегодня конкуренция переходит на качественно иной уровень, что влечет необходимость реконцепции для неактуальных торговых комплексов и более тщательный подход к выбору концепции для проектируемых и строящихся торговых комплексов, считает Кисарина. Она называет еще несколько тенденций, характерных для сегодняшнего рынка, в частности, отмечает усиление влияния западных сетевиков на рынок Московского региона и тенденцию к укрупнению формата торговых центров. Это скорее тоже оказывает сдерживающее влияние на рост цен. Консультанты называют наиболее «правильные» торговые центры, открывшиеся в этом году, которые стоит посетить как ритейлерам, так и покупателям: самый большой из них — «Город» на Рязанском проспекте (площадью 134 тыс. кв. м), Retail Park на улице Дорожной (площадью 47,5 тыс. кв. м), «Наш гипермаркет» возле метро «Бибирево», а также центры за пределами МКАД – «Красный кит» в Мытищах и Decathlon на 84-м км МКАД.


Снижение доходности не за горами

Два важнейших показателя на рынке коммерческой недвижимости – арендная ставка и цена продажи – взаимосвязаны. Этот показатель особенно важен для владельцев торговых площадей, сдающих их в аренду. Но в Москве это соотношение отличается от аналогичного в Европе. Как замечает Колокольников, сейчас в Москве арендные ставки составляют 12-15 % от цены продажи при стандартных 5-8 % в крупных европейских городах. Соответственно, в России недвижимость остается более доходным видом бизнеса, чем в Европе, а срок окупаемости инвестиций составляет 7-8 лет против 12-15 в Европе. По мнению Дениса Колокольникова, сейчас темпы роста арендных ставок еще ниже, чем рост цен продажи, так что, скорее всего, существующая тенденция к снижению доходности инвестиций в торговую недвижимость превратит рынок в более спокойный и «европейский». Ольга Кисарина тоже считает, что рынок ожидает стабилизация и сохранение текущих тенденций при планомерном наращивании площадей.

И это хорошая новость для обычных потребителей: стабильные цены на торговую недвижимость позволят ритейлерам предложить товар по ценам, действительно похожим на распродажные.

Источник: Источник: журнал "Собственник"

Подписывайтесь на Моллы.Ru в Facebook, VK, Telegram и Дзен!



Читайте также

Новости
22 Марта 2019
«М.Видео-Эльдорадо» перейдет на магазины малого формата
Сильные операционные показатели в 2018 году были достигнуты за счет успешной интеграции торговых сетей.
Новости
22 Марта 2019
В Москве появится сеть фитнес-центров Arvy
Открытие первого клуба Arvy в торгово-развлекательном центре «Саларис» запланировано на апрель 2019 года.
Новости
22 Марта 2019
Сеть «Есть бери» закрыла все магазины
До конца прошлого года предполагалось открыть 5 магазинов, а в 2019 году - до 100 торговых точек.
Новости
22 Марта 2019
Xiaomi и Huawei расширяют сети в России
Xiaomi рассчитывает открыть около 100 новых торговых точек, а Huawei - до 30 монобрендовых салонов.
Новости
21 Марта 2019
В Москве открывается первый омниканальный магазин Adidas
Торговое пространство станет ключевой точкой по объединению склада розничной сети Adidas и онлайн-магазина.
Новости
21 Марта 2019
Burger King запустил «сжигающую конкурентов» рекламную кампанию
Burger King раздаст 500 000 бесплатных вопперов пользователям мобильного приложения.
Новости
21 Марта 2019
Открыта регистрация на MAPIC Russia 2019
Всемирно известный проект по торговой недвижимости MAPIC Russia теперь на новой площадке.


Архив новостей

Март 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
96 новостей за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Продажа , Челябинск
Радуга

Площадь: 16333

Цена продажи: 550 000 000 руб. кв.м./год

Аренда , Москва и область
Шолохов

Площадь: 51-240 кв.м.

Арендная ставка: 18 000 руб. кв.м./год

Аренда , Воронеж
Центр Галереи Чижова

Площадь: 70-1800 кв.м.

Возьмем в аренду Добавить
Аренда
Вкусвилл

Площадь: 130-500 м2

Арендная ставка: 24 000 руб.

Аренда
ZENDEN Group

Площадь: 1000-5000 м2

Аренда Москва и область
Francesco Donni

Площадь: 120-250 м2

Аренда
Мебельгуд

Площадь: 500-10000 м2

Каталог моллов Добавить
Седанка Сити

Площадь: 94 000 м2

Адрес: ул. Полетаева, 6.

Владивосток
Праздник

Площадь: 35 000 м2

Адрес: ул. Тушинская, д. 17.

Эльдорадо, Детский мир

Москва и область
Персональ

Площадь: 3 522 м2

Адрес: Проспект Кирова, д. 65.

Томск