Торговые центры ищут, чем отличиться. Почему "Охотный ряд" у стен Кремля стал молодежным торгцентром, а привокзальный "Атриум" - люксовым


В ближайшие два года многим столичным торгцентрам грозит позиционирование, предсказывают эксперты рынка торговой недвижимости. По прогнозам аналитиков, до конца 2008 года объем торговых площадей в Москве увеличится как минимум в 1,5 раза.

В ближайшие два года многим столичным торгцентрам грозит позиционирование, предсказывают эксперты рынка торговой недвижимости. По прогнозам аналитиков, до конца 2008 года объем торговых площадей в Москве увеличится как минимум в 1,5 раза. В условиях все обостряющейся конкуренции крупным торговым центрам, открывшимся в первой половине 2000-х, придется искать свою узкую нишу на рынке. "Чтобы сохранить покупательский поток, когда на рынке более 100 торгцентров-конкурентов, нужно выделяться. Универсальность, распространенная в последние годы, перестает быть актуальной",- констатируют аналитики. Поэтому, например, "Охотный ряд", расположенный в престижнейшем месте в двух шагах от Кремля, был вынужден стать молодежным ТЦ, а, напротив, расположенный у вокзала "Атриум" становится дорогим и гламурным.

"Охотный ряд" помолодел

Первого января в ТК "Охотный ряд" закрылись магазины одних из самых старых арендаторов комплекса - группы Mercury и сети "Дикая орхидея". "Этих ритейлеров не устроила ставка аренды, выдвинутая нами",- объяснила закрытие директор по аренде торговых помещений ТК Анна Кравченко. Между тем Mercury и "Дикая орхидея" были далеко не первыми арендаторами, зашедшими в подземный торгцентр в начале 2000-х и покинувших его в 2004-2005 годах: ранее комплекс покинули Bogner, Berghaus, Articoli и др.

По словам Кравченко, за последние пять лет состав арендаторов комплекса изменился не менее чем на 50%.

Некоторые эксперты называют уход "взрослых" брэндов из "Охотного ряда" закономерным. В конце 1990-х торгцентр был самым престижным и респектабельным, основную массу арендаторов составляли марки высокого ценового уровня. Концепция строительства престижного торгцентра в этом месте была изначально ошибочной, считают они.

Многие ритейлеры еще два года назад отмечали, что "Охотный ряд" стремительно молодеет. "Здесь всегда было очень много молодежи, небогатых гостей столицы и т. д. Понятно, что здесь будут лучше продавать молодежные марки средней ценовой категории",- говорит международный директор "Русской торговой группы" Марина Волощук. "Статус самой престижной площадки "Охотный ряд" смог держать, лишь пока был монополистом.

Когда появились "Мега", другие крупные торгцентры с более качественным исполнением и более удобные для подъезда, часть марок ушла в них",- вспоминает представитель крупной торговой сети по торговле одеждой. С ним соглашается коммерческий директор сети Berghaus Елена Гончарова. "От изначальной концепции "Охотного ряда" к 2005 году не осталось ничего,- констатирует она.- К середине 1990-х девять из десяти арендаторов в торгцентре были молодежными брэндами, соответственно, основной аудиторией комплекса стала молодежь. Мы, среднедорогая марка (стоимость средней вещи составляет около 3,5 тыс.руб.), не могли этого не почувствовать. Если в других торгцентрах наши продажи ежегодно росли, то в "Охотном ряду" не менялись несколько лет".

В самом "Охотном ряду" также признают, что концепция комплекса будет корректироваться и в дальнейшем. "У нас еще остаются дорогие немолодежные марки, но, возможно, они тоже покинут комплекс",- говорит Анна Кравченко.

Гламурный "Атриум"

Недавно стало известно об изменениях, которые планируется провести в 2007 году в ТРК "Атриум". В 2002 году торгкомплексу, открывавшемуся по соседству с Курским вокзалом, предсказывали участь универмага "Московский" - магазина для приезжих. Однако сейчас в УК City Property Management (CPM), управляющей "Атриумом", говорят, что за несколько лет смогли избавиться от ассоциаций с вокзалом. "Теперь мало кто воспринимает нас как торгцентр на вокзале, нас знают как крупный комплекс на Садовом кольце,- говорит сотрудник CPM.- Это подразумевает частичную смену арендаторов.

В 2007 году у нас заканчивается большинство договоров аренды, мы хотим с частью арендаторов, которые садились с расчетом на "вокзальную" публику, расстаться, при этом увеличить число магазинов категории люкс".

Эту информацию "Бизнесу" подтвердил заместитель управляющего директора CPM Андрей Станкин. "Это неизбежная мера,- говорит Станкин.- "Атриум" рассчитан на покупателей со средним доходом ($1,5-2 тыс. на семью в месяц).

Но к нам часто заходят и более обеспеченные потребители. За исключением трех-четырех мультибрэндовых магазинов класса люкс нам нечего пока им предложить. Для этой категории мы хотели бы открыть на первом этаже несколькомонобрэндовых люксовых магазинов". По его словам, обновленную и более ориентированную на состоятельных потребителей концепцию "Атриума" планируется подготовить осенью.

Конкуренты заставят

Эксперты отмечают, что коррекцией собственной концепции в последние годы занялись еще несколько крупных торгцентров. Известно, что компания Mercury, в 2003 году ставшая собственником ЦУМа, в течение двух лет превратила его в российский аналог лондонского Selfriges.

В прошлом году компания "Рамэнка", управляющая торгценрами "Рамстор", заменила более 50% арендаторов на Шереметьевской улице. "Это был один из первых их торгцентров. Когда открывался, сильных федеральных брэндов еще не было, пришлось заполнять мелкими арендаторами. Год назад большинство этих магазинчиков было заменено на крупных профессиональных операторов",- пояснил "Бизнесу" источник, знакомый с ситуацией в "Рамэнке".

Управляющий партнер Ross Group Марк Афраймович не видит в действиях "Охотного ряда", "Атриума" и других торгцентров, занявшихся уточнением позиционирования, тенденции. "Ротация арендаторов - рядовая и необходимая процедура,- говорит он.- Любая управляющая компания через несколько лет после запуска торгцентра перетрясает их состав, смотрит, кто удачно вписывается, кого надо заменить, а кого добавить, чтобы увеличить трафик, и т. д. В одном из торгцентров в 2005 году было заменено до 20% арендаторов. Это оказалось эффективной мерой: поток покупателей и, соответственно, продажи увеличились на 30%". Однако директор компании "Магазин магазинов" Александр Тишков видит в действиях торгцентров начало тенденции по коррекции концепций крупных торговых проектов. "Рынок вступает в новую стадию,- замечает он.- Конкуренция заставляет девелоперов думать не только о квадратных метрах, но и о качестве торговых центров. Теперь, когда в Москве несколько десятков торгцентров, нужно выделяться на фоне конкурентов и понимать, кто является твоей целевой аудиторией, соответственно, более тонко настраиваться на ее запросы, в первую очередь формировать сбалансированный для его нужд подбор арендаторов".

Евгений Попов, руководитель проектной группы компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko, полагает, что в ближайшее время проблема коррекции встанет перед большинством крупных торгцентров: "Конкуренция резко возрастает. ВМоскве, включая МКАД, уже сейчас более 70 профессиональных торговых центров, и их число будет расти. Если сейчас в столице 1,5 млн торговых площадей, то к 2009 году будет уже 2,5 млн.

Так что оптимизацией придется заняться всем.



Подписывайтесь на нашу email-рассылку, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.
Источник: Источник: "Бизнес"

Читайте также


Новости
18 Сентября 2019
Сеть «Красное и Белое» сократила темпы роста вдвое
Торговая сеть «Красное и Белое» откроет по итогам 2019 года около 1200 новых магазинов.
Новости
18 Сентября 2019
На российском продуктовом рынке появилась компания стоимостью 100 млрд
Торговые сети «Красное и Белое», «Бристоль» и «Дикси» объявили о завершении слияния.
Новости
18 Сентября 2019
Третий объект сети ТЦ «Конфитюр» открылся в Балашихе
Торговый центр «Конфитюр» выгодно расположен в окружении плотной жилой застройки на пересечении основных транспортных артерий микрорайона.
Новости
18 Сентября 2019
«Утконос» делает ставку на собственные бренды
В портфеле интернет-ритейлера насчитывается более 70 наименований товаров под СТМ - 59 единиц Super и 11 - «Наша Пекарня».
Новости
18 Сентября 2019
В центре Москвы открылся 3-этажный китайский ресторан площадью 2000 кв.м
Заведение рекордного для рынка формата расположится недалеко от универмага «Цветной».
Новости
18 Сентября 2019
«Магнит» тестирует новый формат магазинов
В 21-м по счету мелкооптовом магазине «Магнит» тестирует новую систему ценообразования.

Архив новостей

Сентябрь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
81 новость за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Можайский Двор

Площадь: 30-3000 кв.м.

Аренда , Воронеж
Центр Галереи Чижова

Площадь: 70-1800 кв.м.

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.

Аренда
ZENDEN Group

Площадь: 1000-5000 м2

Аренда
Мебельгуд

Площадь: 500-10000 м2

Аренда Москва и область
ВкусВилл

Площадь: 100-200 м2

Арендная ставка: 4 000 руб.

Каталог моллов Добавить
СМАЙЛcity

Площадь: 14 670 м2

Адрес: Учебная, 48 д

Томск
Планета Красноярск

Площадь: 125 000 м2

Адрес: Советский район, ул. 9 Мая, д. 77.

Красноярск
Конфитюр Железнодорожный

Площадь: 15 500 м2

Адрес: г. Балашиха мкр. Железнодорожный ул. Рождественская

Sela, Л' Этуаль, Милавица, МТС, Ригла, Том Фарр

Москва и область