Торговые центры будущего: какие они?


В продолжение разговора о концепции торговых центров сегодня мы озвучим некоторые тенденции развития данного сегмента рынка и расскажем о связи между классом ТЦ и его территориальным положением.

Темпы строительства на востоке за прошедшее полугодие возросли. Максимальная концентрация ТЦ с четко разработанной концепцией наблюдается в центре города. В наиболее полной мере обеспечены торговыми площадями север и запад столицы, дефицит продолжает ощущаться на востоке Москвы. Впрочем, как отмечает директор департамента торговых центров компании Becar. Commercial Property Константин Андрианов, в ближайшее время ситуация начнет меняться: «Темпы строительства на востоке за прошедшее полугодие возросли. Был построен торговый центр «Город» на Рязанском проспекте (ЮВАО), два торговых центра в Мытищах (северо-восток), торговый центр в Балашихе (восток). До конца 2006 года в микрорайоне «Белая дача» планируется открытие ТЦ «Мега» суперрегионального масштаба (240 тыс. кв. м). Ввод такого количества площадей существенно улучшит ситуацию с обеспеченностью торговыми площадями на востоке столицы».

Говоря о связи между классом ТЦ и его расположением на карте столицы, начать надо с того, что Московский регион с точки зрения размещения коммерческих площадей традиционно делится на 3 зоны. Первая зона – территория внутри Садового кольца, вторая – между Садовым и Третьим транспортным кольцом, и третья, соответственно, за ТТК (сюда относятся и все объекты, расположенные на МКАД и загородных магистралях). Учитывая такое территориальное деление, мы можем проанализировать некоторые закономерности расположения ТЦ. Как рассказывает Константин Андрианов, особых изменений по сравнению с прошлым годом  в этой области не произошло. «По-прежнему наибольшее количество объектов расположено в 3-й зоне – в спальных районах и на загородных магистралях, включая МКАД. Несмотря на то что в 1-й территориальной зоне концентрация объектов торговли выше, в количественном отношении на нее приходится только 16,4% от общего числа торговых центров Москвы», — говорит эксперт. Если оперировать численными значениями, то свыше 70% от всех торговых площадей региона приходится на 3-ю зону,  и лишь 12,3% – на вторую.

Напомним, что Торговые центры принято делить на микрорайонные, районные, окружыне и региональные. Так, микрорайонный ТЦ рассчитан на торговлю товарами повседневного спроса и, располагается внутри жилой застройки. Для районного ТЦ «якорем» традиционно выступает продовольственный супермаркет, расположенный на первом этаже, в быстром доступе от входной группы. Что касается формата community center (окружной, суперокружной, городской), его торговая площадь составляет от 10 до 35 тыс. кв. м. Отличительной особенностью формата является то обстоятельство, что он не включает в себя крупноформатные магазины (более 5 тыс. кв. м). Региональный ТЦ (более известный как молл) обладает общей площадью порядка 40-80 тыс. кв. м; «якорями» выступают не менее двух крупноформатных магазинов (50-60% торговой площади), кроме того – торговые галереи, магазины электроники, фудкорты, мультиплексы, аттракционы.

В пределах Садового кольца от общего числа торговых объектов 8,3% составляют районные ТЦ, 75% – окружные, 16,7% – региональные. Для второй зоны распределение выглядит следующим образом: 22,2% – районные, 55,6% – окружные, 22,2 – региональные. В третьей зоне больше всего окружных ТЦ – 55,8%, затем идут районные – 19,2%, следом региональные – 19,4%. Несмотря на то что, казалось бы, доля последних в общем объеме меньше, чем двух предыдущих категорий, вывод о том, что региональных ТЦ за МКАД мало, будет неверен: во-первых, такого процента крупноформатных ТЦ нет ни в пределах ТТК, ни тем более в центре. Во-вторых, только за ТТК можно встретить и такой формат, как суперрегиональный ТЦ (площадью от 50 до 150 тыс. кв. м; это наиболее крупный из всех существующих типов торговых центров). «Увеличение доли предложения за пределами ТТК демонстрирует общую тенденцию к децентрализации рынка торговой недвижимости Москвы», – считает Константин Андрианов. Кроме того, тяготение крупноформатных ТЦ к «заМКАДовым» территориям наглядно демонстрирует дефицит участков под застройку в центре города: по мере удаления от центра средняя площадь торговых комплексов пропорционально возрастает.

 Вообще, укрупнение форматов является одной из самых характерных на сегодняшний день тенденций рынка торговых помещений: «Стоит отметить, что активно развиваются такие типы ТЦ, как специализированный, а также ритейл-парк», – отмечает руководитель отдела исследований и аналитики компании Praedium Ольга Кисарина. Стремление к новым, еще не опробованным на отечественном рынке форматам отмечает и старший консультант департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood Андрей Жамкин: «С этой точки зрения интересными и перспективными представляются форматы power-центров и life-style-центров». Напомним, что по американской классификации ULI, в адаптированном виде применяемой в России, под power-центром понимается ТЦ, занятый несколькими профильными гипермаркетами, расположенными на большой площади под одной крышей и соединенными помещениями, на которых располагаются операторы развлечений и фудкорт. «В качестве таких арендаторов, например, могут выступать OBI, IKEA и «Техносила», – рассказывает Жамкин, – А life-style-центры представляют собой целые торговые кварталы под крышей. Например, они могут быть выполнены в виде большой центральной площади, от которой лучами расходятся торговые улицы. В России таких проектов пока не существует, но думаю, они будут популярны».

Чтобы привлечь действительно большой поток покупателей, крупному ТЦ необходимо организовать фуд-корт и интересную досуговую составляющуюПерспективность вышеназванных форматов вполне оправданна в свете еще одного характерного сегодня тренда – постепенного перехода от ТЦ как такового к развлекательному комплексу. «Сегодня покупателям неинтересно просто идти за покупками. Чтобы привлечь действительно большой поток покупателей, крупному ТЦ необходимо организовать фуд-корт и интересную досуговую составляющую (мультиплекс, детскую площадку, боулинг, каток, и проч.), – считает Андрей Жамкин. – Чем интереснее и продуманнее концепция, тем больше времени покупатель проведет в ТЦ, увеличив тем самым количество совершенных покупок, что в свою очередь привлекает арендаторов». С ним соглашается и Константин Андрианов: «На мой взгляд, современный ТЦ просто немыслим без развлекательной функции. Кроме того, изменений стоит ждать в плане наполняемости комплексов, появления новых торговых брендов внутри ТЦ, которые в силу разных причин слабо представлены в российских торговых центрах, но очень востребованы за рубежом. Дело в том, что существующие ТЦ по набору арендаторов являются фактически клонами друг друга. А это уже всем порядком надоело». Что ж, при описанных тенденциях есть шанс, что скоро в столиции и ее окрестностях торгово-развлекательные центры внушительного формата будут представлены в изобилии. А значит, и поводов для претензий к ТЦ станет меньше.

Источник: Источник: Журнал "Собственник"

Подписывайтесь на Моллы.Ru в Facebook, VK, Telegram и Дзен!


Читайте также

Новости
18 Января 2019
Группа «М.Видео-Эльдорадо» отчиталась за 2018 год
За прошедший год компания открыла 102 магазина и увеличила продажи на 17,7%, до 421,4 млрд рублей.
Новости
18 Января 2019
Онлайн-площадки стали драйвером продаж одежды и обуви в России
В 2018 году продажи одежды онлайн выросли на 13,2% и стали одним из драйверов роста рынка e-commerce вместе с продуктами питания.
Новости
18 Января 2019
«Лента» вошла в топ-10 самых быстрорастущих ритейлеров в мире
«Лента» стала десятым в мире ритейлером по темпам роста, опередив по этому показателю Nike, Amazon и Uniqlo.
Новости
18 Января 2019
В ЦДМ на Лубянке открылось 3 новых магазина
В январе первых покупателей приняли магазины «Город игрушек», «Территория» и «Единорог»
Новости
17 Января 2019
Microsoft и Kroger представили облачную технологию для магазинов будущего
Интеллектуальная система обеспечит широкий спектр возможностей для покупателей и персонала розничных магазинов.
Новости
17 Января 2019
Сбербанк рассказал о тратах россиян в новогодние праздники
16 100 рублей в среднем составили траты одного человека в России в праздничный период.
Новости
17 Января 2019
Max Mara открыла двухэтажный магазин в Москве
Новый дизайн интерьера магазина в ГУМе аналогичен последнему флагманскому магазину в Лондоне.


Архив новостей

Январь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
40 новостей за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Можайский Двор

Площадь: 30-3000 кв.м.

Аренда , Москва и область
Шолохов

Площадь: 51-240 кв.м.

Арендная ставка: 18 000 руб. кв.м./год

Аренда , Воронеж
Центр Галереи Чижова

Площадь: 70-1800 кв.м.

Возьмем в аренду Добавить
Аренда
Вкусвилл

Площадь: 130-500 м2

Арендная ставка: 24 000 руб.

Аренда
Аленка

Площадь: 100-300 м2

Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.

Аренда Москва и область
Francesco Donni

Площадь: 120-250 м2

Каталог моллов Добавить
Планета Красноярск

Площадь: 125 000 м2

Адрес: Советский район, ул. 9 Мая, д. 77.

Красноярск
ЦДМ

Площадь: 37 700 м2

Адрес: улица Урицкого, 70

Воронеж
Вэйпарк

Площадь: 75 000 м2

Адрес: 71 км МКАД

Спортмастер, Магнит, Л' Этуаль

Москва и область