Торговые центры осваивают российские регионы


Сейчас в мире, по различным данным, около 50 тыс. торговых центров (ТЦ), в том числе 40 тыс. в США и 1,5 тыс. в Западной Европе. В России пока всего около 300 различных ТЦ, из них свыше 100 в Москве. Столичный рынок и рынок Санкт-Петербурга уже близки к насыщению, и эксперты ожидают в ближайшее время значительное увеличение числа торговых площадей за счет освоения регионов.

Сейчас в мире, по различным данным, около 50 тыс. торговых центров (ТЦ), в том числе 40 тыс. в США и 1,5 тыс. в Западной Европе. В России пока всего около 300 различных ТЦ, из них свыше 100 в Москве. Столичный рынок и рынок Санкт-Петербурга уже близки к насыщению, и эксперты ожидают в ближайшее время значительное увеличение числа торговых площадей за счет освоения регионов. Поскольку переизбыток предложения в центре ощутим, то с учетом динамичного развития торговли в целом по стране девелоперы и сетевые операторы делают ставку на провинцию.

Зарубежные стандарты ТЦ нормально приживаются на российском рынке, хотя такого выбора, как на Западе, в РФ пока нет. Россия придерживается правил Международного совета торговых центров для европейских рынков, согласно которым ТЦ – это профессионально управляемая совокупность предприятий торговли, общественного питания, развлечений и сервиса, обеспеченная качественной парковкой и являющаяся единым имущественным комплексом. Один из наиболее важных определяющих моментов – общая площадь ТЦ, которая должна быть не менее 5 тыс. кв. м.

Стабильная целевая аудитория ТЦ - это, прежде всего, средний класс (в Москве примерно 35-40% населения). По классификации Российского совета торговых центров (РСТЦ), адаптированной к отечественным реалиям, к ТЦ можно отнести торговые комплексы "У дома", где основным арендатором является крупный супермаркет, районные ТЦ, имеющие большой территориальный охват. Затем региональные и межрегиональные ТЦ, с более широким ассортиментом товаров, чем в районных ТЦ, - упрощенный аналог американского молла. Кроме того, российские варианты ТЦ – это ритейл-парки или power centers ("многоякорные" торговые центры), комплектующиеся большим числом крупных арендаторов и минимумом мелких, центры моды, где немало объектов, переделанных из универмагов. Здесь даже может не быть продовольственных магазинов, в качестве "якоря", сюда приезжают покупать одежду и аксессуары. Также на российском рынке появились тематические, специализированные ТЦ, в значительной мере ориентированные на туристов, и стоковые центры (дискаунтеры), объединяющие монобрендовые компании.

Основными итогами уходящего 2006 года в РСТЦ считают успешными результаты строительства большого количества новой торговой недвижимости в регионах, реальную конкуренцию между новыми торговыми центрами. Это важный момент, потому что теперь на первый план выходят местоположение торгового центра, пул арендаторов, качество сервиса и т.д. Именно то, что характеризует "продвинутость" рынка, который интенсивно развивается вглубь. Это уже касается не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и городов-миллионников и городов с населением от 500 тыс. человек.

Ситуация в Москве и Санкт-Петербурге стабилизировалась немного раньше, то есть она вышла на уровень определенного насыщения ТЦ в течение прошлых лет, отметил в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский, и в 2006 году никаких существенных скачков не зафиксировано. Планомерно работают сетевые девелоперы. Например, компания "ИКЕА Мос" объявила, что построит четыре крупных торговых центра вокруг Москвы, и сейчас идет запуск торгового центра на Белой Даче, частью которого является и магазин ИКЕА, – это третий объект. Тем самым, по мнению эксперта, можно отметить, что системный подход у крупных девелоперов сохраняется.

Доля сетевых предприятий торговли в российской столице к 2009 году, по данным аналитиков, должна возрасти до 70% с нынешних 20%. Причем несмотря на относительное насыщение рынка, планируется, что к 2010 году появится еще около 180 крупных ритейловых комплексов. Сегодня у девелоперов самая главная конкуренция идет за площадки, где торговые центры должны быть возведены. По мнению управляющего директора "Сити проперти менеджмент" (УК "Атриум") Дмитрия Степового, это не только удачное место, но и получение достаточно хороших технических условий по приемлемой стоимости. "Не секрет, что в Москве реализация инвестконтракта плюс выполнение внешних технических условий по внешним сетям - это 50-60% стоимости всего проекта", - говорит он.

За последние два года в регионах число качественных современных ТЦ значительно выросло. Среди объектов с отлаженной инфраструктурой и высоким уровнем доходности претендуют на лидирующие места в "Рейтинге торговых центров России 2006 года" ТЦ Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Архангельска, Тюмени, Ростова-на-Дону, Уфы, Новокузнецка, Самары, Набережных Челнов, Сургута и других городов. По экспертным данным, в крупных региональных городах проблемы с землеотводом под строительство торговых комплексов такие же, как и в центре. Причем развитие дорожной сети в регионах запаздывает. Потому, когда ключевые площадки уже заняты, ТЦ выходят за пределы городов и сталкиваются с транспортной проблемой – отсутствием автомагистралей, кольцевых дорог и т.д. Правда, в регионах еще не столкнулись с такой проблемой конкуренции при создании ТЦ, как сложности с подключением к внешним сетям, прежде всего энергетическим.

"Это новая проблема, которая еще пять лет назад практически не обсуждалась среди девелоперов торговых центров, - говорит президент ФПК "Гарант-Инвест" Алексей Панфилов. - Сегодня немало проектов, когда земля уже найдена и куплена, не реализуются из-за отсутствия возможности подключения к электричеству, нахождения этих мощностей и их дороговизны".

Предполагается, что 2007 год будет отмечен прорывом крупных западных игроков на российском рынке. Так, ожидается появление второй по величине в мире торгово-розничной французской корпорации Carrefour, намеренной создать сеть торговых центров примерно в 20 российских городах, в том числе в Москве. Возможен и упорно прогнозируемый приход первого мирового ритейлера американского розничного гиганта Wal-Mart, которого давно интересует восточноевропейский рынок, и в частности российский. Но эксперты РСТЦ не видят проблем с их появлением, поскольку рынок обширен. Другое дело, какие площадки будут подготовлены и с какой "идеологией" придет тот или иной крупный ритейлер. Возможно, он одновременно будет девелопером, то есть станет тратить много средств на строительство объектов недвижимости. Могут быть другие варианты: покупка сетей либо поиск помещений, которые его устроят. И в таком случае, по мнению Олега Войцеховского, это даст новый импульс строительству новых центров там, где, например, востребованы площадки именно под Wal-Mart.


 

Источник: Источник: RBC

Подписывайтесь на Моллы.Ru в Facebook, VK, Telegram и Дзен!



Читайте также

Новости
21 Марта 2019
В Москве открывается первый омниканальный магазин Adidas
Торговое пространство станет ключевой точкой по объединению склада розничной сети Adidas и онлайн-магазина.
Новости
21 Марта 2019
Burger King запустил «сжигающую конкурентов» рекламную кампанию
Burger King раздаст 500 000 бесплатных вопперов пользователям мобильного приложения.
Новости
21 Марта 2019
Открыта регистрация на MAPIC Russia 2019
Всемирно известный проект по торговой недвижимости MAPIC Russia теперь на новой площадке.
Новости
21 Марта 2019
«Стокманн» открывает в Москве первый в мире аутлет
Торговое пространство площадью 625 квадратных метров расположится на территории дисконт-центра «Орджоникидзе 11».
Новости
21 Марта 2019
Starbucks вложит $100 млн в стартапы в сфере торговли
Starbucks планирует инвестировать в стартапы и новые технологии в сфере питания и ритейла около 100 млн долларов.
Новости
21 Марта 2019
Онлайн-супермаркет «Перекресток» поработает на бизнес
X5 Retail Group запустит сервис для закупок юридических лиц на базе интернет-магазина.
Новости
21 Марта 2019
Levi's оценили в $6,6 млрд
Бизнес одного из самых известных джинсовых брендов Levi's был оценен в ходе IPO в 6,6 млрд долларов.


Архив новостей

Март 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
92 новости за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Можайский Двор

Площадь: 30-3000 кв.м.

Аренда , Воронеж
Центр Галереи Чижова

Площадь: 70-1800 кв.м.

Аренда , Москва и область
Шолохов

Площадь: 51-240 кв.м.

Арендная ставка: 18 000 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда
Мебельгуд

Площадь: 500-10000 м2

Аренда
ZENDEN Group

Площадь: 1000-5000 м2

Аренда Москва и область
Francesco Donni

Площадь: 120-250 м2

Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.

Каталог моллов Добавить
Планета Красноярск

Площадь: 125 000 м2

Адрес: Советский район, ул. 9 Мая, д. 77.

Красноярск
СМАЙЛcity

Площадь: 14 670 м2

Адрес: Учебная, 48 д

Томск
Март

Площадь: 3 830 м2

Адрес: Большая Семеновская, д.17а

Москва и область