Торговые центры осваивают российские регионы


Сейчас в мире, по различным данным, около 50 тыс. торговых центров (ТЦ), в том числе 40 тыс. в США и 1,5 тыс. в Западной Европе. В России пока всего около 300 различных ТЦ, из них свыше 100 в Москве. Столичный рынок и рынок Санкт-Петербурга уже близки к насыщению, и эксперты ожидают в ближайшее время значительное увеличение числа торговых площадей за счет освоения регионов.


Подписывайтесь на нашу email-рассылку, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.

Сейчас в мире, по различным данным, около 50 тыс. торговых центров (ТЦ), в том числе 40 тыс. в США и 1,5 тыс. в Западной Европе. В России пока всего около 300 различных ТЦ, из них свыше 100 в Москве. Столичный рынок и рынок Санкт-Петербурга уже близки к насыщению, и эксперты ожидают в ближайшее время значительное увеличение числа торговых площадей за счет освоения регионов. Поскольку переизбыток предложения в центре ощутим, то с учетом динамичного развития торговли в целом по стране девелоперы и сетевые операторы делают ставку на провинцию.

Зарубежные стандарты ТЦ нормально приживаются на российском рынке, хотя такого выбора, как на Западе, в РФ пока нет. Россия придерживается правил Международного совета торговых центров для европейских рынков, согласно которым ТЦ – это профессионально управляемая совокупность предприятий торговли, общественного питания, развлечений и сервиса, обеспеченная качественной парковкой и являющаяся единым имущественным комплексом. Один из наиболее важных определяющих моментов – общая площадь ТЦ, которая должна быть не менее 5 тыс. кв. м.

Стабильная целевая аудитория ТЦ - это, прежде всего, средний класс (в Москве примерно 35-40% населения). По классификации Российского совета торговых центров (РСТЦ), адаптированной к отечественным реалиям, к ТЦ можно отнести торговые комплексы "У дома", где основным арендатором является крупный супермаркет, районные ТЦ, имеющие большой территориальный охват. Затем региональные и межрегиональные ТЦ, с более широким ассортиментом товаров, чем в районных ТЦ, - упрощенный аналог американского молла. Кроме того, российские варианты ТЦ – это ритейл-парки или power centers ("многоякорные" торговые центры), комплектующиеся большим числом крупных арендаторов и минимумом мелких, центры моды, где немало объектов, переделанных из универмагов. Здесь даже может не быть продовольственных магазинов, в качестве "якоря", сюда приезжают покупать одежду и аксессуары. Также на российском рынке появились тематические, специализированные ТЦ, в значительной мере ориентированные на туристов, и стоковые центры (дискаунтеры), объединяющие монобрендовые компании.

Основными итогами уходящего 2006 года в РСТЦ считают успешными результаты строительства большого количества новой торговой недвижимости в регионах, реальную конкуренцию между новыми торговыми центрами. Это важный момент, потому что теперь на первый план выходят местоположение торгового центра, пул арендаторов, качество сервиса и т.д. Именно то, что характеризует "продвинутость" рынка, который интенсивно развивается вглубь. Это уже касается не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и городов-миллионников и городов с населением от 500 тыс. человек.

Ситуация в Москве и Санкт-Петербурге стабилизировалась немного раньше, то есть она вышла на уровень определенного насыщения ТЦ в течение прошлых лет, отметил в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский, и в 2006 году никаких существенных скачков не зафиксировано. Планомерно работают сетевые девелоперы. Например, компания "ИКЕА Мос" объявила, что построит четыре крупных торговых центра вокруг Москвы, и сейчас идет запуск торгового центра на Белой Даче, частью которого является и магазин ИКЕА, – это третий объект. Тем самым, по мнению эксперта, можно отметить, что системный подход у крупных девелоперов сохраняется.

Доля сетевых предприятий торговли в российской столице к 2009 году, по данным аналитиков, должна возрасти до 70% с нынешних 20%. Причем несмотря на относительное насыщение рынка, планируется, что к 2010 году появится еще около 180 крупных ритейловых комплексов. Сегодня у девелоперов самая главная конкуренция идет за площадки, где торговые центры должны быть возведены. По мнению управляющего директора "Сити проперти менеджмент" (УК "Атриум") Дмитрия Степового, это не только удачное место, но и получение достаточно хороших технических условий по приемлемой стоимости. "Не секрет, что в Москве реализация инвестконтракта плюс выполнение внешних технических условий по внешним сетям - это 50-60% стоимости всего проекта", - говорит он.

За последние два года в регионах число качественных современных ТЦ значительно выросло. Среди объектов с отлаженной инфраструктурой и высоким уровнем доходности претендуют на лидирующие места в "Рейтинге торговых центров России 2006 года" ТЦ Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Архангельска, Тюмени, Ростова-на-Дону, Уфы, Новокузнецка, Самары, Набережных Челнов, Сургута и других городов. По экспертным данным, в крупных региональных городах проблемы с землеотводом под строительство торговых комплексов такие же, как и в центре. Причем развитие дорожной сети в регионах запаздывает. Потому, когда ключевые площадки уже заняты, ТЦ выходят за пределы городов и сталкиваются с транспортной проблемой – отсутствием автомагистралей, кольцевых дорог и т.д. Правда, в регионах еще не столкнулись с такой проблемой конкуренции при создании ТЦ, как сложности с подключением к внешним сетям, прежде всего энергетическим.

"Это новая проблема, которая еще пять лет назад практически не обсуждалась среди девелоперов торговых центров, - говорит президент ФПК "Гарант-Инвест" Алексей Панфилов. - Сегодня немало проектов, когда земля уже найдена и куплена, не реализуются из-за отсутствия возможности подключения к электричеству, нахождения этих мощностей и их дороговизны".

Предполагается, что 2007 год будет отмечен прорывом крупных западных игроков на российском рынке. Так, ожидается появление второй по величине в мире торгово-розничной французской корпорации Carrefour, намеренной создать сеть торговых центров примерно в 20 российских городах, в том числе в Москве. Возможен и упорно прогнозируемый приход первого мирового ритейлера американского розничного гиганта Wal-Mart, которого давно интересует восточноевропейский рынок, и в частности российский. Но эксперты РСТЦ не видят проблем с их появлением, поскольку рынок обширен. Другое дело, какие площадки будут подготовлены и с какой "идеологией" придет тот или иной крупный ритейлер. Возможно, он одновременно будет девелопером, то есть станет тратить много средств на строительство объектов недвижимости. Могут быть другие варианты: покупка сетей либо поиск помещений, которые его устроят. И в таком случае, по мнению Олега Войцеховского, это даст новый импульс строительству новых центров там, где, например, востребованы площадки именно под Wal-Mart.


 

Источник: Источник: RBC.


Читайте также


Новости
17 Января 2020
Основатель «Крошки-картошки» продал половину бизнеса
Один из основателей сети ресторанов быстрого питания «Крошка-картошка» Андрей Конончук в конце 2019 года продал 50% бизнеса.
Новости
17 Января 2020
Delivery Club запустил сервис электронных чаевых для курьеров
Крупнейший российский сервис доставки еды Delivery Club запустил собственный сервис, позволяющий оставлять чаевые курьерам с использованием мобильного приложения.
Новости
17 Января 2020
В СК «Олимпийский» появится кинотеатр под премьерные показы
Проект реализует владеющий объединенной сетью кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» Александр Мамут.
Новости
17 Января 2020
Арабский фонд заплатил за ТРЦ «Галерея» более 30 млрд рублей
На российском рынке закрыта одна из крупнейших сделок в торговой недвижимости.
Новости
16 Января 2020
Рианна приведет в Россию свой косметический бренд Fenty
Продажи продукции бренда будут вестись через парфюмерно-косметические сети «Иль де Ботэ» и Sephora.

Архив новостей

Январь 2020
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
37 новостей за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Флотилия

Площадь: 10-1500 кв.м.

Арендная ставка: 36 000 руб. кв.м./год

Аренда , Калининград
Молл Балтии

Арендная ставка: 4 200 000 руб. кв.м./год

Аренда , Москва и область
Lite Mall

Площадь: 14-100 кв.м.

Арендная ставка: 24 000 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область
Francesco Donni

Площадь: 120-250 м2

Аренда
Мебельгуд

Площадь: 500-10000 м2

Аренда Москва и область
ВкусВилл

Площадь: 100-200 м2

Арендная ставка: 4 000 руб.

Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.

Каталог моллов Добавить
Торговый Квартал Клин

Площадь: 11 700 м2

Адрес: г. Клин, Советская площадь, вл. 5

Дочки и сыночки, Перекресток

Москва и область
Veer Mall

Площадь: 167 000 м2

Адрес: проспект Космонавтов, 108

Екатеринбург
Кубатура

Площадь: 140 000 м2

Адрес: ул. Фучика, д.9

Санкт-Петербург