Как построить рентабельный торговый центр


Рентабельность торгового центра обуславливается целым рядом факторов. Но прежде всего ТЦ остается коммерческой недвижимостью. И от того, как распорядится ею владелец, зависит окупаемость вложенных инвестиций. «Собственник» рассказывает о том, какие аспекты нужно учесть на самых начальных этапах строительства торговых и развлекательных комплексов.


Подписывайтесь на нашу email-рассылку, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.

Рентабельность торгового центра обуславливается целым рядом факторов. Но прежде всего ТЦ остается коммерческой недвижимостью. И от того, как распорядится ею владелец, зависит окупаемость вложенных инвестиций. «Собственник» рассказывает о том, какие аспекты нужно учесть на самых начальных этапах строительства торговых и развлекательных комплексов.

Пока не заложен фундамент
Опытные девелоперы отмечают: самой распространенной ошибкой при строительстве торговых центров остается отсутствие серьезных маркетинговых исследований. Казалось бы, это так естественно – прежде чем делать что-либо, узнай, нужно ли это кому-то. И если нужно, то кому и в каком виде. Но на практике часто выходит, что инвесторы просчитываются с важнейшими характеристиками торгового центра. На них мы остановимся подробнее.

Первое, о чем нужно подумать инвестору, – это концепция центра. Иными словами, необходимо определиться, будет это просто торговый комплекс, торгово-развлекательный или, например, торгово-офисный; районного или окружного формата; специализированный или «традиционный». От этого зависит и архитектурный облик будущего здания, и строительный проект, поэтому так важно начать именно с определения профиля ТЦ.

Второй шаг – это выбор месторасположения. Этот фактор является одним из основополагающих для любого заведения, будь то пафосный ресторан или маленький книжный магазинчик. Что уж говорить о торговом центре, под крышей которого могут с одинаковым успехом оказаться и тот, и другой!

Не менее важен архитектурный проект – внимание нужно уделить не только внешнему облику центра, но и его «начинке». Неправильно спроектированные и оборудованные площади под аренду могут стать причиной серьезных проблем, вплоть до провала всего проекта.

Бросаем якорь
В указанном выше перечне важных «отправных точек» намеренно не упоминаются «правильные» арендаторы – этот пункт достоин отдельного разговора. Прежде всего хочется разбить сложившийся стереотип: не арендаторы выбирают торговый центр, а наоборот. Во всяком случае, так должно быть. И выбор этот нужно основывать опять-таки на тщательных исследованиях потребностей и предпочтений целевой аудитории.

Как правило, у любого центра есть основной арендатор, которого девелоперы называют «якорем». Будучи крупной и известной компанией, «якорь» способен обеспечить максимальное количество посетителей, которые пойдут в торговый комплекс именно «на него». То, какой у «якоря» будет профиль, зависит, прежде всего, от выбранной арендодателем концепции (развлекательный центр немыслим без кинотеатра, молл – без супермаркета и т. д.). Именно под «якорь» выделяются самые большие площади, а договор аренды заключается с ним еще на предпроектной стадии. Конечно, расположение «якорного» арендатора предельно важно для остальных точек комплекса. Последние должны быть расположены на пути к «якорю», чтобы по дороге посетитель получал дополнительный стимул к покупке.

Одной из «излюбленных» ошибок собственника центра является неоднородность арендаторов. Согласитесь, соседство бутиков элитной коллекционной одежды со стоками выглядело бы по меньшей мере нелогично. Впрочем, ценовая категория товаров – не единственная характеристика для подбора. Разумеется, нужно ориентироваться на выбранную концепцию торгового центра.

Размещаем избранных
Итак, когда с потенциальными арендаторами достигнута предварительная договоренность, самое время подумать о том, какие именно помещения им предложить. Самые большие площади, как было отмечено, сдаются «якорям», и именно последние становятся первыми и основополагающими в будущем заведении, определяющими характер остальных точек. «Почетным съемщикам» желательно предоставить помещения на первом этаже, где наблюдается самый плотный поток посетителей. Кстати, сомнительной в свете этого представляется практика расположения супермаркетов на «нулевых» этажах.

Вторыми получают помещения фастфуды, кафе и ресторанчики. За ними идут представители наиболее популярных марок одежды и косметики, ну а остальным приходится занимать те площади, которые все еще остаются пустыми после «расселения» предыдущих категорий съемщиков.
Впрочем, даже если все торговые площади сданы, арендодатель не застрахован от пустеющих или завешанных баннерами «Скоро открытие» магазинов. Конечно, гости комплекса относятся с пониманием к тому, что той или иной марке необходимо наилучшим образом приготовиться к запуску нового бутика. И все же, чем больше торговых мест простаивает, тем чаще возникает мысль о невостребованности и непопулярности всего комплекса. Поэтому лучше дать арендатору какое-то время на подготовку до открытия.

Некоторые арендаторы предпочитают заигрывать с посетителями, сохраняя интригу, и не сообщают, какой именно магазин появится на арендованной площади. Такая политика приносит свои плоды: движимые любопытством люди обязательно придут посмотреть на «новинку». Особенно, если сам торговый центр им уже полюбился и стал постоянным местом совершения покупок и проведения досуга.

Источник: Источник: журнал "Собственник".


Читайте также


Новости
27 Января 2020
X5 Retail может создать сеть суперэкономичных магазинов
Ожидается, что команда под руководством Якубсона представит на рассмотрение совету директоров X5 модель жесткого дискаунтера.
Новости
27 Января 2020
На Моллы.ру стартовали специальные акции «Киберпонедельника»
В честь крупнейшей ежегодной онлайн-распродажи «Киберпонедельник» проект Моллы.ру представляет специальную скидку 20% на самые популярные виды размещения на сайте.
Новости
27 Января 2020
Доля дискаунтеров на российском рынке продуктов питания достигла 55%
Суммарная доля продуктовых магазинов в сегменте дискаунтера увеличилась по итогам 2019 года до 55,1%.
Новости
27 Января 2020
Основатель кооператива LavkaLavka стал топ-менеджером «Азбуки вкуса»
Один из основателей кооператива LavkaLavka перешел в розничную сеть «Азбука вкуса», заняв пост директора по развитию фермерского направления ритейлера.
Новости
27 Января 2020
KFC появится в российских городах с населением от 10 тысяч жителей
В небольших населенных пунктах KFC будет работать в формате до 120 квадратных метров с ограниченным меню.

Архив новостей

Январь 2020
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
70 новостей за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Москва и область
Богатырь

Арендная ставка: 20 340 руб. кв.м./год

Аренда , Москва и область
Торговый Квартал

Арендная ставка: 20 000 руб. кв.м./год

Аренда , Москва и область
Lite Mall

Площадь: 14-100 кв.м.

Арендная ставка: 24 000 руб. кв.м./год

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область
Francesco Donni

Площадь: 120-250 м2

Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.

Аренда
Мебельгуд

Площадь: 500-10000 м2

Аренда Москва и область
ВкусВилл

Площадь: 100-200 м2

Арендная ставка: 4 000 руб.

Каталог моллов Добавить
Молл Балтии

Площадь: 55 800 м2

Адрес: Приморское кольцо, 2.

Калининград
Планета Уфа

Площадь: 154 000 м2

Адрес: ул. Энтузиастов, 20.

Media Markt, Спортмастер, О'Кей, Леруа Мерлен

Уфа
5 Планет

Площадь: 25 000 м2

Адрес: Поселок Птицефабрики, д.50.

Перекресток

Москва и область