OBI стремится стать ближе к Белому дому
13 октября 2005 г.Немецкая компания OBI договорилась с московским правительством о строительстве своих гипермаркетов непосредственно в городе Москве.
Как стало известно, немецкая компания OBI договорилась с московским правительством о строительстве своих гипермаркетов непосредственно в городе Москве. До сих пор и OBI и другие западные компании смежных форматов строились исключительно вдоль МКАД. Согласно достигнутой договоренности, к 2010 г. в Москве появится 12 новых магазинов OBI. По мнению аналитиков, немецкая компания сознательно идет на серьезные финансовые вложения (строиться в городе в разы дороже, чем за МКАД), чтобы увеличить свою рыночную долю: в столице ее скоро начнут поджимать конкуренты с Запада, такие как Леруа Мерлен и Castorama, кроме того, активизируются отечественные игроки.
Немецкая компания OBI, четвертый по величине мировой ритейлер в своем сегменте, насчитывающий сегодня свыше 480 магазинов в 11 странах, торгует товарами для дома и отделочными материалами (так называемый формат DIY). Оборот компании в 2004 г. превысил 6 млрд евро, на зарубежные рынки приходится около трети всех продаж сети. В России OBI появилась в 2003 г. и имеет весьма агрессивные планы по развитию в России: до 2010 г. планируется открыть в нашей стране порядка 60 магазинов. Сегодня в пригородах Москвы (в трех комплексах Мега) работает 3 магазина компании.
Как сообщил RBC daily председатель совета директоров OBI Real Estate Маркус Вольф, в ближайшие пять лет в Москве, в пределах МКАД, появится 12 новых магазинов OBI. Мы уже согласовали нашу новую концепцию с правительством Москвы, ? уточнил он. По словам г-на Вольфа, для строительства в городской черте столицы компании придется менять стандартный проект магазинов, так как условием соглашения является сохранение привычного облика города. Магазины OBI в Москве будут стандартной площади ? порядка 15 тыс. кв. м, но из-за дефицита свободных территорий многие из них будут оснащены подземной автостоянкой.
Конкуренты считают начинания OBI вполне своевременными. Сейчас большую часть продаж строительных и отделочных материалов в ценовой категории средней и ниже среднего делают строительные рынки, ? прокомментировала RBC daily директор по маркетингу компании Старик Хоттабыч Татьяна Казакова. ? Между тем сейчас очевидно, что приход цивилизованной розницы в лице DIY, со всеми ее преимуществами, неизбежен. Такие игроки, как OBI, еще только осваивают рынок, поэтому открытие магазинов в Москве ? правильный шаг. За собственные продажи с ростом конкуренции в Старике Хоттабыче не опасаются, так как, по словам Татьяны Казаковой, они работают в более высокой ценовой категории.
Аналитики рынка недвижимости высказывают опасение, что столько крупных магазинов в Москве просто не поместится, и думают, что OBI все же придется несколько снизить планку. Так как речь идет о магазинах с подземной парковкой, можно предположить, что в пределах МКАД OBI будет строить магазины более мелкого формата, так как стандартные гипермаркеты компании требуют территории как минимум в 2-2,5 га, ? говорит руководитель отдела исследований рынка торговых помещений Noble Gibbons Нина Новикова, ? и такие участки в Москве не так просто найти. Возможно, в городе OBI откажется от садового центра. В таком случае 12 магазинов в пределах МКАД построить вполне возможно. С ней согласен старший консультант Leeds Property Group Юрий Мереминский. Надо отметить также, что не каждый участок позволяет построить подземную стоянку, да и подобные парковки не очень удобны для формата OBI ? товар, продающийся в этих магазинах, иногда просто затруднительно погрузить в закрытом помещении, ? отмечает он.
По мнению Юрия Мереминского, строительство магазинов OBI в центре города не оправдано в принципе. И из-за отсутствия целевой аудитории, и из-за малого количества свободных участков строить такие объекты в центре нецелесообразно. Такие магазины рассчитаны на средний класс, и строиться имеет смысл там, где идет или уже существует массовая застройка жилья среднеценового сегмента ? это Северо-Восток, Юго-Восток, Восток, Северо-Запад за пределами третьего транспортного кольца, ? комментирует он. Если исходить из этого, то и индивидуальных проектов, значительно увеличивающих объем инвестиций, OBI не понадобится.
Увеличение бюджетов на конкретные объекты понадобится из-за разницы арендных ставок в городе и области, а также из-за подземных автостоянок, строительство каждого уровня которых, по словам Юрия Мереминского, обходится в 1,5-2 раза дороже, чем одного наземного. Само строительство в городской черте обойдется компании не дороже, чем за МКАД, но существенно разнится аренда земли, ? добавил в разговоре с RBC daily специалист департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Ян Аль-Нури. ? В Москве арендные ставки существенно выше, чем непосредственно за МКАД, при этом в столице договоры на земельные участки составляются на 5-15 лет, а в области ? от 25 лет, при этом возможен последующий выкуп земли в собственность. По мнению Яна Аль-Нури, сетям формата OBI вообще массово строиться в городе не имеет смысла. Не думаю, что для таких сетей, как OBI, Леруа Мерлен, Castorama, оправданно массово строиться в городской черте. Сам формат гипермаркетов DIY не предполагает, например, многоэтажных магазинов ? покупатели, как правило, в таких комплексах не идут выше второго этажа, ? поясняет он.
Аналитики также высказывают мысль, что стремление OBI нарастить присутствие в городе продиктовано не погоней за прибылью. По словам Нины Новиковой, здесь речь идет не столько о стремлении увеличить объемы продаж, сколько о намерении захватить большую долю рынка. На переговоры с московским правительством OBI могла сподвигнуть нарастающая конкуренция ? кроме OBI планы обосноваться на столичном рынке обнародовали Леруа Мерлен, Castorama. О расширении деятельности заявили ТЦ Каширский двор и сеть Твой дом. А вокруг МКАД осталось не так уж много свободных мест для застройки. Поэтому желание OBI застолбить за собой место вполне оправдано, ? говорит она. А Татьяна Казакова из Старика Хоттабыча считает, что со временем планы OBI могут измениться. Не надо забывать о нарастающей активности конкурентов OBI, также интересующихся московским рынком, ? рассуждает она. ? Стоит ожидать усиления конкуренции между представителями сетей DIY и возможной корректировки их планов.
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |