Потребители все менее охотно покупают дешевую косметику


Российский косметический рынок по-прежнему показывает высокие темпы роста, однако в отличие от 2004 года, в прошедшем году лучше всего продавались декоративная косметика, косметика для мужчин и средства для кожи.

Российский косметический рынок по-прежнему показывает высокие темпы роста, однако в отличие от 2004 года, по данным ЭМГ "Старая крепость", в прошедшем году лучше всего продавались декоративная косметика, косметика для мужчин и средства для кожи. Однако в целом рынок замедляет свой рост, прибавив в 2005 году всего 12,9%, тогда как в 2004 году отрасль выросла на 24%. Эксперты начинают говорить о насыщении российского рынка, прогнозируя, что в дальнейшем рост будет обусловлен переходом потребителей на более дорогие брэнды.

По данным ЭМГ "Старая крепость", объем косметического рынка в 2005 году составил около $7 млрд, что на 24% больше показателя 2004 года. По прогнозам компании, в 2006 году рынок прибавит еще 12% и достигнет $7,9 млрд. Вместе с тем эксперты отмечают, что рынок замедляет свой рост - так, в 2004 году он составил 24%.

"Темпы роста действительно упали,- говорит вице-президент "Старой крепости" Анна Дычева,- однако по сравнению с европейскими рынками, где средний показатель роста - 2-3% в год, российский все равно развивается куда динамичнее". По ее словам, основной рост рынка в будущем будет гарантирован большим спросом на дорогие косметические брэнды: "Потребитель станет ориентироваться уже не на цену, а на декларируемые производителями свойства и качество брэнда".

Участники рынка объясняют замедление роста его насыщением. "По тем категориям, в которых работает Schwarzkopf, мы наблюдаем замедление роста на 4%. Это, на мой взгляд, вызвано тем, что происходит насыщение рынка: по нашим данным, в Москве и Санкт-Петербурге потребление в целом не растет - достигло максимума, исключение составляют отдельные категории - к примеру, гели для душа, средства для стайлинга",- отмечает директор по маркетингу Schwarzkopf & Henkel Виктория Крисько.

Менеджер по внешним связям Procter & Gamble Константин Дубинин также отмечает, что по основным косметическим категориям рынок постепенно насыщается, люди могут позволить себе тратить больше не только на основные гигиенические категории, но и на более дорогие.

С ним соглашается гендиректор компании Eurocosmetic (брэнд Sally Hansen) Владислав Хилько: "Рост доходов населения, с одной стороны, позволяет покупать более дорогую продукцию, с другой- открывает новые возможности. К примеру, сейчас в стране бум потребительского кредитования - человек, взявший ссуду на покупку квартиры, начинает тратить заведомо меньше денег на ту же косметику".

Согласно данным "Старой крепости", на рынке продолжает снижаться доля отечественных производителей: если в 1999 году они контролировали около 70% рынка, то сейчас их доля составляет примерно 40%. Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение доли местных производителей. "На положении российских косметических компаний сказывается отсутствие господдержки. Таковая, например, существует на развивающемся бразильском рынке, в Болгарии, Германии. Собственных бюджетов на рекламу и продвижение своей продукции у компаний нет",- говорит председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. По ее мнению, подготовленный в Госдуме пакет документов по обороту спиртосодержащей продукции, ограничивающий косметическую отрасль, скажется на положении отечественных компаний и в 2006 году. С ней соглашается директор по корпоративным отношениям Unilever Денис Гуринович: "В 102-м ФЗ "Об обороте этилового спирта" есть целый ряд норм, которые могут существенно сказаться на рынке уже в этом году. К примеру, предлагаемое лицензирование оптовой торговли косметической продукцией, за что всякая оптовая компания должна платить около 250 тыс. руб. каждые пять лет. Оптовых компаний разного уровня в России большое количество, поэтому получается каскадируемый налог, который в лучшем случае скажется на конечной стоимости продукта, а в худшем может стать причиной закрытия небольших компаний".

Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии (объединяет крупные транснациональные компании) Сергей Духанов считает, что о "чистой" отечественной отрасли говорить сейчас сложно: "Российские компании используют в производстве до 90% импортного сырья, применяют иностранные рецептуры, а многие зарубежные компании уже также причисляются к российским производителям, так как имеют площадки в стране".

Поэтому, полагает Духанов, сокращение доли отечественных компаний происходит скорее из-за ужесточившейся конкуренции на рынке. Один из представителей западной косметической компании говорит, что средний годовой бюджет на продвижение крупной российской компании может достигать $70 млн, транснациональной компании - на порядок выше: "Годовой бюджет российской L'Oreal составляет гдето $380 млн".

"С точки зрения затрат на рекламу западные компании являются основными рекламодателями в отрасли",- соглашается Виктория Крисько из Schwarzkopf & Henkel. По ее мнению, ухудшение положения российских производителей связано с тем, что они в большинстве своем не смогли построить на российском рынке сильных брэндов.

"Падение доли российских компаний в некоторых секторах рынка продолжится и в дальнейшем. Причем жизнеспособность местных компаний будет зависеть не от рекламных бюджетов, ведь конкурировать с западными производителями здесь очень сложно, а от маркетинговых и продуктовых предложений отечественных производителей",- уверена Анна Дычева из ЭМГ "Старая крепость".

Владислав Хилько из Eurocosmetic говорит, что популярность отечественной косметики была обусловлена ее дешевой стоимостью: "В 1998 году, после кризиса в стране, стали покупать более дешевую продукцию, сейчас же рынок уже перешагнул уровень 1997 года, и люди возвращаются к дорогим маркам".

Константин Дубинин из P&G считает, что в итоге на рынке, как и на многих других в мире, будет достигнут некий баланс, отечественные производители найдут свою нишу и будут развиваться в этом сегменте. "Рост доходов населения позволяет потребителям переходить на более качественную и дорогую продукцию, которая сейчас лучше представлена в ассортименте именно иностранных компаний,- считает Дубинин.- Однако есть целый ряд отечественных производителей, которые развивают премиальные брэнды, так что у них есть серьезные шансы остаться на рынке видными игроками".

"Если сейчас уходят с рынка компании, которые работали в полуподвалах и делали некачественную продукцию,- это уже положительный момент,- считает Духанов из АППИКБХ.- Косметическая отрасль все же не авиастроительная, где наличие отечественного производителя необходимо для национальной безопасности".

По данным ЭМГ "Старая крепость", наиболее динамично развивающимися категориями рынка стали мужская, декоративная косметика и средства по уходу за кожей. "Популярность мужской косметики - это мировой модный тренд, мужчины уделяют больше внимания своей внешности. Что касается декоративной косметики и средств anti-age, то их развитие обусловлено повышением доходов населения. Мировая практика показывает, что эти категории развиваются тогда, когда удовлетворены более насущные запросы потребителей, связанные с гигиеническим уходом",- разъясняет Константин Дубинин из P&G.

Владислав Хилько из Eurocosmetic называет еще одну причину увеличения продаж в этих категориях: "Шампунь у человека всегда один, а декоративная косметика покупается женщинами сразу нескольких брэндов для разных событий и разного настроения, поэтому их продажи обгоняют продажи других категорий".



Подписывайтесь на нашу email-рассылку, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.
Источник: Источник: Бизнес

Читайте также


Новости
20 Сентября 2019
Тинькофф и «Магнит» выпустили совместную бонусную карту
Выпущенная в рамках программы лояльности торговой сети карта на сегодняшний день доступна в 16 субъектах России.
Новости
20 Сентября 2019
В России стартовали продажи iPhone 11
спрос на новые модели оказался в среднем втрое выше, чем годом ранее, когда стартовали продажи iPhone XS и XS Max.
Новости
20 Сентября 2019
«Пятерочка» открыла первый магазин в новой концепции
Крупнейшая сеть продуктовых магазинов впервые за пять лет представила качественно новый формат.
Новости
20 Сентября 2019
Familia не смогла запретить своему конкуренту использовать бренд Offprice
Ритейлер не смог оспорить принадлежащие сети Offiprice права на одноименный товарный знак.
Новости
20 Сентября 2019
Pizza Hut начала продавать в России пиццу с растительным мясом
Международная сеть пиццерий Pizza Hut объявила о старте продаж пиццы с растительным мясом Beyond Meat в России.
Новости
20 Сентября 2019
Сетевые кофейни будут открываться на фудтраках
«Правда кофе» планирует приобрести 17 фургонов, которые будут установлены на территории бизнес-центров и в крупнейших городских парках.

Архив новостей

Сентябрь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
93 новости за месяц

Подписка на рассылку:

Предложения Добавить
Аренда , Воронеж
Центр Галереи Чижова

Площадь: 70-1800 кв.м.

Аренда , Москва и область
Можайский Двор

Площадь: 30-3000 кв.м.

Возьмем в аренду Добавить
Аренда Москва и область
ВкусВилл

Площадь: 100-200 м2

Арендная ставка: 4 000 руб.

Аренда Москва и область
Francesco Donni

Площадь: 120-250 м2

Аренда Москва и область
Homemarket

Площадь: 270-350 м2

Арендная ставка: 20 000 руб.

Аренда
Мебельгуд

Площадь: 500-10000 м2

Каталог моллов Добавить
ЦДМ

Площадь: 37 700 м2

Адрес: улица Урицкого, 70

Воронеж
DEPO

Площадь: 48 000 м2

Адрес: ул. Свердловское шоссе, д. 31.

Нижний Тагил
Veer Mall

Площадь: 167 000 м2

Адрес: проспект Космонавтов, 108

Екатеринбург