ВС разрешил банкротить иностранные компании с российским бизнесом
9 февраля 2024 г.Верховный суд разрешил возможность введения процедуры банкротства для иностранных юридических лиц.
Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) разрешил возможность введения процедуры банкротства для иностранных юридических лиц, которые имеют тесные связи с Россией, включая ведение бизнеса и владение имуществом в стране, а также заключение значительного числа сделок с местом исполнения на территории России. Это могут быть как все активы должника вне зависимости от страны их местонахождения, так и только имущество на территории России, указано в определении суда.

Такие выводы сделала судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ в результате рассмотрения жалобы на отказ судов рассматривать дело о банкротстве кипрской компании Westwalk Projects Ltd., которая владела тремя торговыми центрами в Подмосковье. В рамках распределения активов между Алексеем и Константином Мауергаузами, создавшими локальные торговые центры после продажи сети "Патэрсон" ритейлеру X5 Group, эти объекты были переданы в уставный капитал другой кипрской структуры - АМN Commercial Property Advisors Ltd.
Вместе с недвижимостью к AMN были переданы все права и обязанности по договорам аренды, включая обязательства Westwalk по обеспечительным платежам от арендаторов, которые не были выполнены. AMN через суд потребовала у Westwalk более 6 млн рублей и затем подала заявление о ее банкротстве в Арбитражный суд Москвы, ссылаясь на наличие филиала в России, свидетельствуют материалы дела. Возможно также, что аргументировалась "затруднительность" проведения процедуры банкротства за границей - это упоминается в определении о передаче дела на рассмотрение СКЭС ВС РФ.
Однако суд первой инстанции прекратил производство по заявлению AMN, апелляционная и кассационная инстанции поддержали это решение. Они указали на то, что российский закон о несостоятельности применяется только к юридическим лицам, а банкротство филиала не предусмотрено. Суды отметили, что должник - иностранное лицо, не осуществляет деятельности в России, его российский филиал не функционирует, и было подано заявление о прекращении его аккредитации.
Тем не менее они пришли к выводу, что кредитор и должник принадлежат к одной группе лиц и выбрали модель бизнеса с регистрацией организаций за границей, и поэтому не могут ссылаться на "затруднительный" для них порядок банкротства в другой юрисдикции, пишет "Интерфакс".
|
Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.ру. |
